Зимой 2008-2009 было собрано вот это, как второй вел, в дополнение к трейловому подвесу. Концепция теперь сильно поменялась, и на первые места в таблице приоритетов, помимо надёжности и производительности, вышли:
- минимизация обслуживания (и связанная с ней повышенная готовность к эксплуатации);
- минимизация цены расходников;
- минимизация последствий уборок (принцип наименьшего торчания);
- адаптированность к обучению технике катания.
В задачи этого (покатушечного, в общем-то) вела входит даже commuting, - правда, с поправкой на малость типичных расстояний в моём случае (это позволило не затачивать его под коммутер: оказалось достаточно повышенной готовности к эксплуатации, которая уже была косвенным образом заложена в требования).
Казалось бы, логичным развитием темы надёжности были бы синглспид, планетарка, жёсткая вилка и т. п. крайности. Однако моя цель - максимизировать не одну только надёжность, а сочетание её с производительностью. Поэтому жёсткая вилка, например, будучи в огромное число раз надёжнее амортизационной, не работает тем не менее как амортизационная, уступая ей тем самым в производительности в ещё более огромное число раз. Подобные рассуждения применимы и к остальным крайностям.. моя задача - не ударяться в крайности (эта ошибка слишком свойственна людям, и её попросту неинтересно повторять), а найти оптимум, компромисс. Я при этом прекрасно понимаю, что компромисс в технике очень часто бывает сочетанием неприятного с бесполезным. Считаю, что отрицательные последствия компромиссов следует компенсировать повышением технического уровня узлов. Поэтому дешёвым мой вел не будет никогда...
Итак, отсюда следовало, что нужны:
- колёса в стандарте 559 мм по ETRTO (т. е. 26" - для них максимальна элементная база, и этот размер - хороший компромисс между противоречивыми требованиями к колёсам);
- обязательно хардтейл, причём не алюминиевый, с заниженным стэндовером (разумеется, тема рамы гораздо глубже, и пока что я только очень фрагментарно и поверхностно её затрагиваю);
- пружинно-масляная вилка с простым депмфером сжатия с пробиваемой (blow-off) блокировкой;
- повышенная отказоустойчивость системы удержания воздуха в колёсах.
- механические дисковые тормоза;
- злые топталки;
- трансмиссия 1 на 8;
- грипшифт;
- мясной и компактный переклюк;
- металлические заглушки на концы руля;
- грипсы с хомутами;
- широкий карбоновый руль с подъёмом;
- цельнометаллический эксцентриковый зажим подседельника.
- седло с усиленными боковинами (типа Kevlar reinforced и т. п.).
Отображая этот список на доступную элементную базу, обнаруживаем, что по некоторым компонентам выбор очень ограничен и сводится буквально к 1-2 вариантам:
- вилка - одна из серии Rock Shox Pike Coil U-Turn или Magura Odur. Всё остальное - или низкого качества, или специализировано под более экстремальные дисциплины;
- тормоза - Avid BB7. Ничто не сравнится с ними по истории развития, объёму и характеру пользовательской базы;
- отказоустойчивое удержание воздуха - до недавних пор был только вариант UST с герметиком (для грунтов - он и остался в гордом одиночестве);
- переклюк - новый Shimano Saint c короткой лапкой (конструкция Shadow в сочетании с рассчитанностью на удары);
- следовательно, грипшифт - SRAM Attack;
Поясню по неалюминиевости рамы и руля. У меня не было возможности катнуть на хорошей алюминиевой раме, а тем более подобрать такую раму под свои требования. При этом я знал, что существует очень простой способ добиться того, чтобы меня устраивало, как рама едет: она должна быть хромолевой (о титане я тогда не задумывался всерьёз, считая его заведомо недоступным). По рулю - тут обыкновенное личное сравнение трёх алюминиевых и трёх карбоновых рулей. Счёт 3:0 в пользу карбона - кисти рук не обманешь (кстати, я катаю с иммобилизаторами 661 Wrist Wrap Long - это дополнительно помогает, когда устаёшь и начинаешь ошибаться).
В блоге доктора Гонзо я обещал выложить фотки после приведения вела к летнему виду. Но лето здесь всё как-то не наступает - было уже несколько циклов высыхания города до состояния dust bowl и возвращения зимы со снежным покровом 5-10 см. Поэтому я решил не тянуть более кота за хвост и таки создать эту тему. В текущей реализации (которую ни в коем случае не надо воспринимать как окончательную) это выглядит так:
И да, фотографировать я не умею. )
Вел используется для покатушек почти кажый день, круглый год, и пофиг на погоду. Точнее, я из дома без него не выхожу (а вот в магазины приходится пешком, да). Ненавижу ходить пешком, особенно по городу. Сейчас я делаю на топталках то же, что раньше мог только с контактами, и кое-что сверх того.. Есть у меня ощущение, что в этот летний сезон подвес я буду выводить только для длительного катания по лесу в хорошую погоду. Со всем остальным хардтейл пока что справляется настолько прекрасно, что даже не верится. В предыдущей своей инкарнации таких количеств кайфа он не доставлял...
P. S. Буковки "XC" в названии рамы Cove Handjob XC следует понимать как "ХреноСоздавательский"... это придумал Гонзо, а мне понравилось. )