Добавлено: 28 ноя 2006, 23:23
«Россияне не забывают своих героев-мучеников»
– гласит надпись на памятнике. Сейчас трудно найти в Эстонии человека, который бы не видел «Русалку». Этот памятник морякам русского броненосца “Русалка” был установлен в 1902 году в парке Кадриорг.
А за девять лет до этого, в сентябрьский день 1893 года два корабля учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота старый броненосец береговой обороны «Русалка» и канонерская лодка «Туча» снялись с якорей и взяли курс на Гельсингфорс (Хельсинки). Обычный переход через Финский залив, всего 48 миль (89 км). Сила ветра была около 4 баллов, и ничто не предвещало трагедии, но в 17 милях от Ревеля на Ревельштейнском маяке (ныне маяк «Таллин») сила ветра достигла штормовой, корабли потеряли друг друга из вида, и в Гельсингфорс пришла только «Туча», «Русалка» исчезла. Поиски пропавшего броненосца вели 15 судов Балтийского флота, но установить судьбу пропавшего корабля, причины и место его гибели так и не удалось. Только прибитые к берегам шлюпки с «Русалки», в одной из которых было тело матроса Ивана Прунского, спасательные круги, крышки с люков и другие предметы были свидетелями разыгравшейся в штормовом море трагедии.
Мир не знал тогда еще великих войн и морских катастроф, и известие о гибели «Русалки» и 177 человек команды глубоко взволновало страну. Известный русский художник-маринист И.К. Айвазовский написал картину «Гибель «Русалки» и отправил ее в Петербург, где она была выставлена на обозрение. Начался сбор средств в фонд помощи семьям погибших моряков.
На очередной панихиде 7 сентября 1899 года командир Ревельского порта контр-адмирал П.Н. Вульф предложил создать памятник морякам броненосца «Русалка» и установить его на дороге в Пирита, в том месте, где на нее выходит Морская аллея Кадриорга.
И именно Амандусу Адамсону был заказан проект памятника морякам. Уже через месяц, в мае 1900 года, скульптор представил на рассмотрение специального комитета по строительству памятника, начальнику морского министерства, великому князю Алексею Александровичу, а затем царю модель памятника. Государь одобрил проект и особенно удачным посчитал место установки памятника на берегу моря. А выбор места был не случаен. Обычно оттуда провожали уходящие в плавание корабли, и здесь 7 сентября 1893 года на своих родных и знакомых смотрели в последний раз моряки с уходящей в вечность «Русалки».
Выбранное место для монумента располагалось на дороге, и комитету пришлось купить у местного купца Пфафа прилегающий участок земли размером 330 квадратных сажен.
В Швеции живет дочь Адамсона Мария-Магдалена Карлсон
Деньги на сооружение памятника морякам с “Русалки”, именно морякам, а не броненосцу, собирали с Высочайшего соизволения по всей России. Желающих пожертвовать крупные суммы на сооружение памятника было достаточно, но подписка была ограниченной, чтобы дать возможность наибольшему количеству людей сделать свои пожертвования. Было разослано 16 000 подписных листов, по которым была собрано 61 000 рублей.
К работам по сооружению памятника приступили в июле 1901 года. В августе был заложен фундамент, а 7 сентября в годовщину гибели броненосца в присутствии войск гарнизона и при большом стечении публики была торжественно отмечена закладка памятника. После торжеств строители под надзором архитектора Тамма продолжили работы.
Поздняя весна 1902 года задержала доставку гранита из Финляндии, но работы шли хорошо, и к 20 июля бронзовая фигура ангела весом 2,4 тонны стояла на своем месте. Ангел, бронзовый барельеф, чугунные фонари и столбы ограды были отлиты на фабрике Морана в Санкт-Петербурге. А одна деталь все же принадлежит погибшему кораблю. Такелажные цепи, соединяющие тумбы ограды с именами матросов, были привезены из Кронштадта, где каждый военный корабль, в том числе и «Русалка», имел свой так называемый «магазин», склад для хранения запасных частей или временно снятых снастей, деталей машин или вооружения.
Завершение строительства памятника стало событием международного масштаба. На ревельском рейде стояла яхта германского императора Вильгельма Второго, а в торжествах по поводу окончания работ принял участие и сам Николай Второй. В присутствии членов комитета он высказал автору и строителям свое высочайшее одобрение.
– гласит надпись на памятнике. Сейчас трудно найти в Эстонии человека, который бы не видел «Русалку». Этот памятник морякам русского броненосца “Русалка” был установлен в 1902 году в парке Кадриорг.
А за девять лет до этого, в сентябрьский день 1893 года два корабля учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота старый броненосец береговой обороны «Русалка» и канонерская лодка «Туча» снялись с якорей и взяли курс на Гельсингфорс (Хельсинки). Обычный переход через Финский залив, всего 48 миль (89 км). Сила ветра была около 4 баллов, и ничто не предвещало трагедии, но в 17 милях от Ревеля на Ревельштейнском маяке (ныне маяк «Таллин») сила ветра достигла штормовой, корабли потеряли друг друга из вида, и в Гельсингфорс пришла только «Туча», «Русалка» исчезла. Поиски пропавшего броненосца вели 15 судов Балтийского флота, но установить судьбу пропавшего корабля, причины и место его гибели так и не удалось. Только прибитые к берегам шлюпки с «Русалки», в одной из которых было тело матроса Ивана Прунского, спасательные круги, крышки с люков и другие предметы были свидетелями разыгравшейся в штормовом море трагедии.
Мир не знал тогда еще великих войн и морских катастроф, и известие о гибели «Русалки» и 177 человек команды глубоко взволновало страну. Известный русский художник-маринист И.К. Айвазовский написал картину «Гибель «Русалки» и отправил ее в Петербург, где она была выставлена на обозрение. Начался сбор средств в фонд помощи семьям погибших моряков.
На очередной панихиде 7 сентября 1899 года командир Ревельского порта контр-адмирал П.Н. Вульф предложил создать памятник морякам броненосца «Русалка» и установить его на дороге в Пирита, в том месте, где на нее выходит Морская аллея Кадриорга.
И именно Амандусу Адамсону был заказан проект памятника морякам. Уже через месяц, в мае 1900 года, скульптор представил на рассмотрение специального комитета по строительству памятника, начальнику морского министерства, великому князю Алексею Александровичу, а затем царю модель памятника. Государь одобрил проект и особенно удачным посчитал место установки памятника на берегу моря. А выбор места был не случаен. Обычно оттуда провожали уходящие в плавание корабли, и здесь 7 сентября 1893 года на своих родных и знакомых смотрели в последний раз моряки с уходящей в вечность «Русалки».
Выбранное место для монумента располагалось на дороге, и комитету пришлось купить у местного купца Пфафа прилегающий участок земли размером 330 квадратных сажен.
В Швеции живет дочь Адамсона Мария-Магдалена Карлсон
Деньги на сооружение памятника морякам с “Русалки”, именно морякам, а не броненосцу, собирали с Высочайшего соизволения по всей России. Желающих пожертвовать крупные суммы на сооружение памятника было достаточно, но подписка была ограниченной, чтобы дать возможность наибольшему количеству людей сделать свои пожертвования. Было разослано 16 000 подписных листов, по которым была собрано 61 000 рублей.
К работам по сооружению памятника приступили в июле 1901 года. В августе был заложен фундамент, а 7 сентября в годовщину гибели броненосца в присутствии войск гарнизона и при большом стечении публики была торжественно отмечена закладка памятника. После торжеств строители под надзором архитектора Тамма продолжили работы.
Поздняя весна 1902 года задержала доставку гранита из Финляндии, но работы шли хорошо, и к 20 июля бронзовая фигура ангела весом 2,4 тонны стояла на своем месте. Ангел, бронзовый барельеф, чугунные фонари и столбы ограды были отлиты на фабрике Морана в Санкт-Петербурге. А одна деталь все же принадлежит погибшему кораблю. Такелажные цепи, соединяющие тумбы ограды с именами матросов, были привезены из Кронштадта, где каждый военный корабль, в том числе и «Русалка», имел свой так называемый «магазин», склад для хранения запасных частей или временно снятых снастей, деталей машин или вооружения.
Завершение строительства памятника стало событием международного масштаба. На ревельском рейде стояла яхта германского императора Вильгельма Второго, а в торжествах по поводу окончания работ принял участие и сам Николай Второй. В присутствии членов комитета он высказал автору и строителям свое высочайшее одобрение.