Страница 1 из 2

"Усталость" карбона

Добавлено: 26 янв 2010, 15:13
Andrey Nikolaevich
Хочу обзавестись одной карбо штукой. а именно шосс рулем. Ну вот чего-то приспичило...

Пока вопрос упирается только в одно - в жабу, которая душит :hi_hi_hi:

Пост Михи с дружественного ресурса ВР

miha писал(а):байки по карбон уже уходят в историю слава богу, он неубиваем ибо не имеет усталости ....
короче не забивай себе голову всякой ерундой


Хочется поговорить про "усталость" карбона. По идее все таки какие то "возрастные" процессы там должны происходить. Нагрузки на волокна немаленькие.

Итак - "стареет" ли, "устает" ли карбон?

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 26 янв 2010, 16:45
Timur (Alma-Ata)
Carbon handlebar and seatpost test on german Bike Magazine
--------------------------------------------------------------------------------
The german Bike magazine has tested some carbon parts on their last two issues. The tests consisted of laboratory tests where they try to simulate the forces which the parts are subjected in real life. So far they've tested carbon handlebars and seatposts. On both tests they tested 3 specimen of each model in the laboratory.

Here are the summary's of the test results.

Carbon handlebar test (Bike 10/2008):
On the carbon handlebar test they tested the bars in combination with a stem from the same manufacturer.

FSA K-Force Riser (178 g) = super
Ritchey WCS Carbon Riser (187 g) = super
Specialized S-Works Pro (151 g) = super
Syntace Vector 31.8 (184 g) = super

Easton Monkeylite XC (175 g) = very good

Race Face Next SL Carbon 3/4 Riser (170 g) = good

6th Element Indium X (150 g) = weak
Maxm M1 (112 g) = weak
Progress PG-202 (200 g) = weak
Syncros Bulk CF (204 g) = weak
Titec Pluto Riser Bar (164 g) = weak

6th Element, Maxm and Specialized were straight bars, other riser bars.

Note that Bike has tested aluminium handlebars on laboratory previously and as far as I remember even higher percentage of the aluminium parts broke on that test compared to carbon bar test.

Carbon seatpost test (Bike 11/2008):

FSA K-Force Carbon Lite (350*31.6 mm, 260 g) = super
FSA K-Force Carbon Lite (350**27,2 mm, 232 g) = super
Syntace P6 Carbon (400*31.6 mm, 229 g) = super
Truvativ Team Carbon Double Clamp (350*31.6 mm, 259 g) = super
XLC Composite Pro (350*31.6 mm, 264 g) = super

Race Face Next SL (400*31.6 mm, 255 g) = very good
Ritchey WCS Carbon 1 Bolt (400*31.6 mm, 224 g) = very good
Ritchey WCS Carbon 1 Bolt (350*27.2 mm, 177 g) = very good

Pro Vibe Vollcarbon (400*31.6 mm, 194 g) = good

Easton EC90 Zero (400*31.6 mm, 198 g) = weak

т.е. зависит от модели-производителя-проч. (и лайтовые ломаются лучше, помясистее - крепче).
и по сравнению с тестами алю-палок, у карбо рез-ты получше (у алю сломали больше)

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 26 янв 2010, 18:30
FeniX
по мне таки лучше иметь уверенность, что угледевайс за которые отваливаются деньги, один из, здоровоенной партии клонов.
ибо ресурс будет сильно зависеть от регулярности техпроцесса, в случае большой партии, эта одинаковость выше, более хитрый вопрос, как узнать, не штучнотретьесменный ли это продукт :nez-nayu:
не стану конечно отрицать, что надпись на нем совсем никчемная штука :hi_hi_hi:

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 26 янв 2010, 19:50
elzaii
Карбоновый руль - деньги на ветер. Всё почти закрыто оплеткой.

У карбона и правда нет усталости.
В чем то карбон похож на древесину. Только карбон искуственный, а древесина природный композит.
Нагрузки на волокна "не немалые" а какие будут. Вместо усталости у карбона могут быть повреждения, которых нельзя заметить снаружи.
Только вот вероятность появления таких повреждений на шоссейном руле стремится к нулю, при условии, что руль сделан нормально.
Поскольку практически все нагрузки предсказуемы.

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 26 янв 2010, 22:39
Miha
все что тебе Никалаич надо знать об карбоне написано в первом посте
с твоей "интенсивностью" катания он у тебя послужит лет 400

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 27 янв 2010, 03:09
melox
Вопрос интересный, и не такой простой.
Нагрузка в карбоне не только на волокна, которые практически вечны, но и на смолу, которая и стареет и вообще, сама по себе непрочна.

Я читал недавно про большой полуавтономный велопоход по Тянь-Шаню, чел на титановом хардтейле ехал. Единственная поломка за весь поход - карбоновый подседел.

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 27 янв 2010, 09:36
Dr.GONZO
melox писал(а): чел на титановом хардтейле ехал. Единственная поломка за весь поход - карбоновый подседел.

а про консольный багажник там ничего не было написано? :-)

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 27 янв 2010, 10:50
Timur (Alma-Ata)
такое и на ХардТейл?

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 27 янв 2010, 13:32
BWN
Miha писал(а):с твоей "интенсивностью" катания он у тебя послужит лет 400


;;-))) Андрей бери - для понту надо! лучше белый причем!

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 27 янв 2010, 13:54
melox
Dr.GONZO писал(а):а про консольный багажник там ничего не было написано? :-)

Нет, у него нормальный багажник был, Рапидовский, титановый.

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 27 янв 2010, 15:22
FeniX
значит "карбоновый подсидел"был не очень карбоновым,
на оранжевом терли про дешевый карбон, до ужаса. но фоток сломанных верхних easton, ritchey и сотоварищей я не видел,
тут напечатал Ritchey в русской раскладке, кгм я бы рассматривать его не стал :) :-)

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 28 янв 2010, 03:39
melox
Итак, я провёл полномасштабный поиск по его постам на Веломании и нашёл-таки вражину. Вот он:
карбоновый подседельник за 1100 руб (Tioga весом около 250г) ... его длина 350мм

Кто-нибудь что-нибудь знает про карбон Тиога?
Уже из цены (и из веса!) ясно, что хорошим такой карбон вряд ли может быть. И эксплуатация в походных условиях это доказала:
Едем не спеша, по мере сил, и тут у меня на одной волне дороги под попой раздаётся ХРУСЬ! – и седло начинает ощутимо болтаться. Треснул карбоновый подседельник, около места зажима, трещина на 2/3 ширины, осталась лишь узкая полоска спереди..

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 28 янв 2010, 09:22
Dr.GONZO
если трескается сзади, то это скорее всего от перетяжки. по идее из-за нагрузок плохой карбоновый подседел должен начинать трескаться спереди с последующим моментальным отломом.

так как рама титановая была, возможен вариант с острыми краями отверстия подседельной трубы.

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 28 янв 2010, 10:34
Miha
Dr.GONZO писал(а):если трескается сзади, то это скорее всего от перетяжки. по идее из-за нагрузок плохой карбоновый подседел должен начинать трескаться спереди с последующим моментальным отломом.

так как рама титановая была, возможен вариант с острыми краями отверстия подседельной трубы.

еще возможно овальньное отверстие в подседельной трубе рамы, сам видел раму с овальным стаканом

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 28 янв 2010, 12:07
Timur (Alma-Ata)
миха, в трубу сверху надо смотреть, а в стакан - снизу (ну когда допил) - карбону не наливать больше.

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 29 янв 2010, 00:52
Miha
Timur (Alma-Ata) писал(а):миха, в трубу сверху надо смотреть, а в стакан - снизу (ну когда допил) - карбону не наливать больше.[/quote][

гонза этот гавнапед тоже видел, какойто отечественный титан (я в сортах гавна не рзбираюсь)

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 29 янв 2010, 01:19
FeniX
гонза этот гавнапед тоже видел, какойто отечественный титан (я в сортах гавна не рзбираюсь)[/quote][

осторожнее в экспрессии :-)

+1 карбону больше не наливать.

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 29 янв 2010, 14:33
Dr.GONZO
Miha писал(а):
Timur (Alma-Ata) писал(а):миха, в трубу сверху надо смотреть, а в стакан - снизу (ну когда допил) - карбону не наливать больше.

гонза этот гавнапед тоже видел, какойто отечественный титан (я в сортах гавна не рзбираюсь)

овальную рулевую трубу на титановой раме видел.
еще на той же самой раме я перенарезал резьбу в каретке, ибо она тоже была кривая.

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 29 янв 2010, 18:32
vskor
При всей моей любви к титану - яйцо в рулевой - это практически визитная карточка российского титана - ведет при сварке. У меня лично две рамы таких было и еще пару встречал - правда, знаючи об этой особенности, можно с ней успешно уживаться. Просто приходится изголяться и рулевую ставить оч. аккуратно - иначе небольшой перекос - и убивается она быстро.

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 29 янв 2010, 20:22
FeniX
При всей моей любви к титану - яйцо в рулевой - это практически визитная карточка российского титана

а у меня все нормально было, что я сделал не так? :-)

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 29 янв 2010, 20:38
Andrey Nikolaevich
FeniX писал(а):
При всей моей любви к титану - яйцо в рулевой - это практически визитная карточка российского титана

а у меня все нормально было, что я сделал не так? :-)

+1
видно с моим тоже что то не так....
что за рапид такой - даже яйца в рулевой не смогли сделать :hi_hi_hi:

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 30 янв 2010, 15:35
Zaskar
У меня карбон в деталях лет шесть. Ни одной до сих пор не сломал. Карбо рулю пять или шесть лет-до сих пор всё нормально. При этом я на велике прыгаю через ямы и делаю стоппи своим весом в 93-96кг.

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 30 янв 2010, 19:02
MABP
Николаич, а "приспичило" чем то мотивировано? Или так, на уровне генетики?..

Re: "Усталось" карбона

Добавлено: 30 янв 2010, 19:24
умелец
vskor писал(а):При всей моей любви к титану - яйцо в рулевой - это практически визитная карточка российского титана - ведет при сварке. У меня лично две рамы таких было и еще пару встречал - правда, знаючи об этой особенности, можно с ней успешно уживаться. Просто приходится изголяться и рулевую ставить оч. аккуратно - иначе небольшой перекос - и убивается она быстро.

...ну так после сварки всё равно торцуют верх/ низ с проходом на 20-25мм , рулевая дожна быть без проблем даже если визуально овал.

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 30 янв 2010, 19:52
Andrey Nikolaevich
MABP писал(а):Николаич, а "приспичило" чем то мотивировано? Или так, на уровне генетики?..
скорее "на уровне генетики".
И легче, и на ощупь теплый, и к кампе с карбоновыми ручками подойдет :-):

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 30 янв 2010, 20:30
FeniX
и на ощупь теплый
к седлам я бы не стал это относить, нафик при -10 и ниже, проверено :hi_hi_hi:
а палки, да, решают.

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 30 янв 2010, 23:45
elzaii
Не знаю, как у Андрея Николаевича, а я заметил у себя и не только у себя такую особенность - начинаю активно закупаться железками, в смысле и пластмассками и тряпками, когда меньше езжу.
Это на подсознательном уровне, как компенсация.

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 31 янв 2010, 23:12
Miha
elzaii писал(а):Не знаю, как у Андрея Николаевича, а я заметил у себя и не только у себя такую особенность - начинаю активно закупаться железками, в смысле и пластмассками и тряпками, когда меньше езжу.
Это на подсознательном уровне, как компенсация.

это называется сублимация, или дрочка в простонародии

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 02 мар 2010, 07:42
tak0dmin
Кто хочет испугаться - раз, два и три :-):
Если не эксперементировать как на вышеуказанных роликах и думать логически, то можно предположить, что причиной разрушения материала является не чрезмерные нагрузки, а накопление внутренних повреждений (микротрещины, коцки.. называйте как хотите). "Стойкость" материала к этому явлению обзовем пластичностью. Если думать логически дальше, то выстроится картина, что сталь (люминь) - самый слабый материал. Титан - самый крепкий. Карбон - где-то по середине получается =) Как-то так. Поправьте, если не прав.

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 02 мар 2010, 08:34
Timur (Alma-Ata)
tak0dmin писал(а):Кто хочет испугаться - раз, два и три :-)

изверги!

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 05 мар 2010, 16:30
elzaii
Я понял. Усталость карбона это усталость от карбона.
То есть когда человек говорит: "Я устал уже от карбона, беру титан".

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 05 мар 2010, 18:14
FeniX
Если думать логически дальше, то выстроится картина, что сталь (люминь) - самый слабый материал. Титан - самый крепкий. Карбон - где-то по середине получается =) Как-то так. Поправьте, если не прав.

Размышления уводящие от суровой действительности.
применительно к рамам углепластик давно и бескомпромиссно решает, везде и по всем параметрам.
Титан-это секта :-) она обязана несоответствовать общим идеологическим течениям :hi_hi_hi:

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 05 мар 2010, 21:18
BWN
FeniX писал(а):Титан-это секта :-) она обязана несоответствовать общим идеологическим течениям :hi_hi_hi:


да не - титан это легкое свободомыслие в рамках традиционных конфессий! :-):

А вот сингл-ригид-глухарь mtb это жесткая тоталитарная секта с элементами извращений :-)
оттуда нормальными не возвращаются :ps_ih:

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 05 окт 2010, 17:21
Timur (Alma-Ata)
Нобелевская премия за изобретение нового карбона - http://news.yahoo.com/s/ap/20101005/ap_ ... el_physics
Двое русских-физиков взяли графит, скочем отдепили слой в 1 атом и вышел пластик-графин - в 100 раз крепче стали!

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 06 окт 2010, 20:50
Korum
Timur (Alma-Ata) писал(а):Нобелевская премия за изобретение нового карбона - http://news.yahoo.com/s/ap/20101005/ap_ ... el_physics
Двое русских-физиков взяли графит, скочем отдепили слой в 1 атом и вышел пластик-графин - в 100 раз крепче стали!


А лично нам чем это грозит? Значит нано-рамы не за горами?

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 06 окт 2010, 21:55
Tilbert
Ничем очень долгое время. Существует немало известных сверхпрочных углеродных волокон, те самые "нанотрубки" хотя бы, родственники графена, вот проблема одна, их в промышленных масштабах пока не сделать (ну 50$ за грамм, это перебор, хотя карбон тоже был крайне дорогим когда-то). Сделают хотя бы по цене нынешнего карбона, отладят процесс ловли брака, читай очередной переворот в промышленности, военном деле, космосе и т.д. Мехнические характеристики обычный карбон превосходят значительно больше, чем на порядок. Классические материалы вообще отдыхают.

http://en.wikipedia.org/wiki/Carbon_nanotube#Properties

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 07 окт 2010, 05:15
Timur (Alma-Ata)
скотч у когонть есть?

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 11 окт 2010, 11:32
ABitW
Andrey Nikolaevich писал(а):
MABP писал(а):Николаич, а "приспичило" чем то мотивировано? Или так, на уровне генетики?..
скорее "на уровне генетики".
И легче, и на ощупь теплый, и к кампе с карбоновыми ручками подойдет :-):

не однозначно.
пример: карбоновый ричи wcs флэт бар тяжелее одноименного люминевого. :-):

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 14 окт 2010, 22:41
kykyryzo
судя по заморским данным, предел усталости карбона лежит между сталью и титаном. Так что он далеко не вечный :-)

Re: "Усталость" карбона

Добавлено: 15 окт 2010, 02:47
Tilbert
Интересные какие данные, ссылку не дадите? И можно я задам уточняющий вопрос. Предел усталости чего? Волокна? Смолы? Какие пропорции того и того в готовом изделии?