Гоночные велосипеды в СССР

Ностальгирование по велоизделиям прошлых лет, в основном 90-х годов ...
Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Гоночные велосипеды в СССР

Сообщение BWN » 15 янв 2010, 22:17

Мне вот интересно, сколько могли РЕАЛЬНО весить топовые машинки 80-х годов
Вот например "Москва-80" заявлен 8,25
Изображение

Москва-80»
Год выпуска: 1979 г
Особенности конструкции: Велосипед высшего класса для шоссейных гонок.

Трубы рамы с переменной толщиной стенок. В конструкции максимально использованы алюминиевые и титановые сплавы. Спицы колес из титанового сплава. Масса велосипеда – 8,25 кг.
Примечания: Лучший из советских гоночных велосипедов 60-80 годов. Конструктор – харьковчанин Реджинальд Воронцов. Для московской Олимпиады-80 изготовлено 10 веломашин этой модели. В настоящее время известен в единственном экземпляре!

Но я что-то не верю - оборудование тяжелое же было??!!
Про Стартон в стоке в паспорте писали 10,5, но по-моему и рядом не стояло-))


Еще конкретно по "Москве-80". Я верю, что хорошая рама, тем более при такой эксклюзивности, но кто на них гонялся? Имхо в Олимпиаду-80 никто. Почему? Для кого делалась? Было бы интересно узнать правду от уважаемого VVR (в последнее время очень жалею проданный трековый "Тахион", ну не умерли бы тогда с голоду, а сейчас бы кайф был - вещь-)) )

Я достоверно знаю кто выиграл группу на шоссе в Москве в 80 году и на чем, и даже цвет велосипеда. :-):
Последний раз редактировалось BWN 04 фев 2010, 13:02, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
elzaii
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 02 мар 2006, 11:28

Re: Реальный вес олдскула VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение elzaii » 15 янв 2010, 22:58

реальный вес.
у старт-шоссе был жуткий стальной вынос, стальная подседельная труба, цельностальная система, кожаное седло. это уже всё вместе заменённое на алюминиевые аналоги дает выигрыш в весе не меньше килограмма. на одном седле 300 грамм.
при этом у старых шоссейников некоторые детальки были легкие. манетки с тормозными ручками весят на уровне современных хороших автоматов.
советские обода под трубки весили меньше 400 грамм.
переключатель довольно легкий в силу конструктива. современные облегчатели до сих пор пользуются какими то древними сантуровскими, что ли переключателями.

Аватара пользователя
elzaii
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 02 мар 2006, 11:28

Re: Реальный вес олдскула VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение elzaii » 15 янв 2010, 23:04

в сети честно не искал, но по моему олимпиаду на шоссе выиграли на кольнаго.

Аватара пользователя
elzaii
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 02 мар 2006, 11:28

Re: Реальный вес олдскула VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение elzaii » 15 янв 2010, 23:06

сухроченкова я только на кольнаго на фотографиях и видел.

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Реальный вес олдскула VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 15 янв 2010, 23:06

ты верно пишешь - система стальная была на клиньях у стартона :-):
короче не верю я в официальный вес 10,5
а манетки легкие ну потому что это другой продукт, индексировать самому приходилось-)

в принципе в вес "Москвы-80" при условии вышесказанного, кастомных палок, манеток и системы наверняка, сзади наверное 6-максимум 7 звезд, ну и видимо топовых переклюков камповских 8,25 при условии что сейчас велики топовые на 2 кг легче можно поверить

Но не ехал на них никто Олимпиаду

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Реальный вес олдскула VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 15 янв 2010, 23:08

elzaii писал(а):в сети честно не искал, но по моему олимпиаду на шоссе выиграли на кольнаго.


верно, на оранжевом Кольнаго Сергей Николаевич приехал
Изображение
И с достоверностью 99 процентов что все были на Кольнаго, он вообще долгое время был тех. спонсором сборной СССР

Аватара пользователя
Proteus
благочестивый
Сообщения: 12801
Зарегистрирован: 24 сен 2004, 00:55
Откуда: СТРёМНОЕ БОЛОТО
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение Proteus » 17 янв 2010, 00:43

BWN писал(а):Мне вот интересно, сколько могли РЕАЛЬНО весить топовые машинки 80-х годов
*****
Но я что-то не верю - оборудование тяжелое же было??!!


Понимаешь, тут как бы оборудования нет. Я помню, когда я, взнузданный десятилетием разговоров о снижении веса, первый раз взял в руки камповские рекордовские пистолеты. Шок. Они весили как все, что я видел до этого, вместе взятое. Не говоря уж о цене, что вкупе с местом, где они расположены (зона повышенной обдираемости) все это производило ощущения разводилова.
Каретка. Какое облегчение, когда она из регулируемой стала моноблоком (картриджем). Но разница в весе ощутимей некуда. Но отсутствие необходимости ее регулировать заставило это простить.
Так вот, когда прогресс еще не наступил, обода без бортов, трубки, манетки-флажки вкупе с невесомыми ручками тормозов, будучи по уму сделанными и не должны были много весить.
Illustrissimus

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 17 янв 2010, 00:46

Мысль понятно - то есть ты думаешь вес 8 с лишним - реален? ну что ж вполне возможно.

но пока все на уровне интуиции. Можно и не только про вес поговорить :-):

Tahion
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 15 май 2009, 19:47

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение Tahion » 17 янв 2010, 12:22

Велосипед без крыльев весил 7,51 кг.
добавить переключатели, тормоз+ручку,2-ую звезду на шатун, манетки-на килограмм примерно.
Изображение

Аватара пользователя
Buba
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 22 мар 2009, 14:58

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение Buba » 17 янв 2010, 20:29

http://tourist.kharkov.ua/phpbb/viewtop ... 7&page=all
Тахион в варианте обычного шоссейника - 9.5 кг.
Кстати, насчет увеличения веса при переходе на картридж не уверен. Вес разборной квадратной Ультегры заявляют на уровне 330 г - как у самых простых картриджей. А еще с тех пор очень заметный прогресс в весе втулок

Аватара пользователя
Proteus
благочестивый
Сообщения: 12801
Зарегистрирован: 24 сен 2004, 00:55
Откуда: СТРёМНОЕ БОЛОТО
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение Proteus » 17 янв 2010, 20:45

Нельзя сравнивать. С самого начала даже самая приличная Шима была тяжелее кампы. Ультегра- это серийный мейнстрим. Кагбэ хороший, но у него и цели не было выпендривацца. А вот самодел из краденых военных сплавов по мотивам кампы да с куражом русского левши реально впечатлял, его я держал в руках, о чем и свидетельствую. Я так понимаю, что представленное детище Воронцова- это как раз образчик того витка технической мысли. Я не вижу, почему бы ему не соответствовать заявленому весу.
Illustrissimus

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 17 янв 2010, 23:35

Tahion писал(а):Велосипед без крыльев весил 7,51 кг.
добавить переключатели, тормоз+ручку,2-ую звезду на шатун, манетки-на килограмм примерно.

хорошо - уже 8,5
И у Вас на веле современые палки, вилка как я понимаю.
То есть ближе к 9.

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 17 янв 2010, 23:41

Buba писал(а):Тахион в варианте обычного шоссейника - 9.5 кг.


На Вашем Тахионе Кампа примерно каких годов?

Ну в общем можно поверить в вес 8,25 для Москвы-80?

А какой это по уровню велосипелд был? Я о нем раньше ничего не слышал. Уровня спецзаказов "Чемпион-Шоссе" и "СПОРТ" или уровня "Тахион"?

Сборники катались на Colnago, ребята начиная с кмс примерно - спецзаказы "спорт", молодежь - стартоны - так было когда я заниался.
"Москву-80" впервые увидел в веломузее по ссылке. Написано велосиед подготовлен для Олимпиады. Видно, это фраза особо ничего не значит.

Как писал vvr dодной из 2-х наших веток, это просто альтернативный хвз-ному спецзаказ для среднего звена спортсменов, какя понимаю.

Аватара пользователя
Buba
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 22 мар 2009, 14:58

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение Buba » 18 янв 2010, 00:21

Тахион не мой, ссылку дал для ознакомления. Хозяина на бироте не встречал, связаться разве что через харьковтурист.

Аватара пользователя
rossa2005
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 30 май 2009, 20:08
Откуда: Минск

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение rossa2005 » 18 янв 2010, 14:49

Tahion писал(а):Велосипед без крыльев весил 7,51 кг.
добавить переключатели, тормоз+ручку,2-ую звезду на шатун, манетки-на килограмм примерно.
Изображение

"Зачётный" зимний (а может и не зимний :-): ) глухарь получился. А можно узнать, что за втулка сзади, какой длинны шатуны и с какими звёздами ездите?

Tahion
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 15 май 2009, 19:47

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение Tahion » 18 янв 2010, 16:36

Весной тренируюсь, задняя втулка Novatec, такого типа, только на 24 спицы- http://cnc-bike.de/product_info.php?cPa ... oscgiffrl5.
Шатуны Sugino Messenger, 172,5 мм на 130 BCD.
Передача разная-39/13-14, флип-флоп втулка под фикс. Выбрал шатуны под 130 BCD, так как могу шоссейные звёзды ставить.
Летом на треке гоняюсь на нём Изображение

Аватара пользователя
Tilbert
Администратор
Сообщения: 5353
Зарегистрирован: 30 май 2004, 03:12
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение Tilbert » 18 янв 2010, 17:01

А где этот трек?
Самый терпеливый администратор.
Follow me at http://daniilk.livejournal.com

Аватара пользователя
Proteus
благочестивый
Сообщения: 12801
Зарегистрирован: 24 сен 2004, 00:55
Откуда: СТРёМНОЕ БОЛОТО
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение Proteus » 18 янв 2010, 19:45

Таллинский трек не узнать, стыдно...
Illustrissimus

Аватара пользователя
vvr
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 29 июн 2006, 17:18
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение vvr » 19 янв 2010, 14:51

прочитал.

черновик ответа готов, но с отцом обсудить то надо

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 19 янв 2010, 15:26

круто
надо потом инфу из нескольких веток, по которой нет разногласий, как-то подшить в одном месте - для истории

Аватара пользователя
vvr
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 29 июн 2006, 17:18
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение vvr » 20 янв 2010, 00:20

Добрый день, коллеги :)
К сожалению, я не сразу увидел эту тему обсуждения.
--------------------

Мне кажется эту тему о «М-80» надо рассматривать в 3-х направлениях:
1. Откуда это вообще взялось?
2. Что из этого получилось?
3. Могло ли столько весить?

Мне придется говорить банальности, но без этого не получится.
Итак, по первой теме:
Что нам известно о том времени, когда в середине 70-х СССР получил право на проведение олимпиады 1980 года?
Естественно, тогда партия и правительство решили использовать этот факт в идеологических целях тоже, а еще советская промышленность получила огромный стимул и финансирование для того, чтоб это мероприятие успешно осуществилось. Карусель завертелась знатная.
Среди всего этого из ЦК прошла мысль - наши спортсмены должны выступать на отечественном инвентаре. Сказать то сказали, да как это осуществить.
Я думаю, не один тренер различных сборных искал пути того, как эту мысль ЦК избежать. И, видимо, это удалось, используя формулу «нельзя гарантировать высокий спортивный результат на инвентаре не прошедшем должной апробации». Наверное, с облегчением вдохнули и многие спортивные НИИ, понимая, что, даже имея свои наработки догнать за один олимпийский цикл зарубежных производителей не удастся. И еще, видимо, на тот период в СССР сформировалось сильное лобби зарубежных производителей спортивного инвентаря.
Кому-то с этой темы удалось съехать, а кто-то наоборот - увидел здесь шанс для себя и своего дела.
Теперь ближе к велосипеду - на чем выступали наши сборные в то время? На треке это PIH, De Rosa, Cinelli, CNC. На шоссе - тут почти 99% Кольнаго. Приятным исключением из этого правила была сборная Эстонии, она выступала на De Rosa – очень достойном велосипеде. (Если я пропустил какую из фирм - добавляйте).
Думало ли руководство велосипедных сборных менять что-то в инвентаре? Да нет, конечно! И это правильно.
А тут появляется настырный человек из ЦКТБ г. Харьков и что-то пытается сделать-доказать. Этим специалистом был Георгий Иванович Панин. И «М-80» мы обязаны именно нему. Он начинает постоянно наведываться в сборные, пытаясь понять, предугадать, а то и просто выполнись «капризы» их руководства. Не являясь гонщиком, ему подчас просто тяжело и он находит единственно возможный на тот период путь для решения задачи: раму надо делать из импортных труб (на тот момент это были трубы фирмы Witberg), оборудование будет склонировано с Campagnolo, а за прототип рамы был взят Colnago Mexico (на этой модели сборная СССР победила на олимпиаде 1972 года в Мюнхене).
Выбор прототипом Colnago Mexico (велосипеда предназначенного для командной шоссейной гонки на 100 км.) обусловлен тем, что данный вид шоссейной программы для СССР был превалирующим – победы на олимпийских играх 1972, 1976 и ЧМ того периода.
И началось: Панин с сотоварищи делает - Капитонов и сборная смеется; Панин переделывает - и все повторяется снова. Капитонов и сборная так и не поняла главного - своим отношением к проекту «М-80» они очень сильно помогли Панину в его работе. В общем можно сказать, что Панин сборную таки достал.
Окончательный вариант 4-х велосипедов для командной гонки были привезены им в тренировочный лагерь сборной. Капитонов на свое усмотрение передает эти образцы наиболее атлетичным гонщикам сборной: Пикуусу, Чуканову, Чаплыгину, Журавлеву с напутствием сломать велосипеды в течение недели (неделя это срок командировки Панина). Несмотря на такой подход со стороны руководства сборной сломать велосипеды не удалось. В этих испытаниях лопались только экспериментальный титановые спицы.
После этого следующая партия велосипедов решением спорткомитета СССР была передана следующие испытания в спортивный клуб «Локомотив» г. Ленинград тренеру А. А. Кузнецову.
Велосипеды были переданы весной 1979 года в канун Сочинской гонки. Эти велосипеды, также, были предназначены для командной и индивидуальной гонок.
Но решением тренера Кузнецова велосипеды эксплуатировались в горных условиях Сочинской гонки. В результате чего лопнули следующие детали:
- пустотелые титановые валы каретки;
- облегченные шатуны.
А ведь данные детали, как и велосипед, предназначались для использования в командных и индивидуальных гонках.
Через своего патрона Романова Кузнецов пожаловался в ЦК в результате чего Г. И. Панин был уволен. При этом в расчет не приняли экспериментальный характер работ и использование титана - инновационный на тогда момент.
Указанные выше велосипеды весили менее 8 кг. На лицо было и переоблегчение, и неадекватное использование.
С этого момента мелкосерийный выпуск шоссейных велосипедов «М-80» сворачивается и до конца 1979 года изготавливаются единичные экземпляры по индивидуальным заказам отдельных гонщиков, спортивных команд и спорткомитета.
Всего было выпущено около 52-х велосипедов для различных видов гонок на треке и шоссе.
Таким образом «М-80» «выжил» и занял свою нишу среди велосипедов, выпускаемых по индивидуальному заказу.
А параллельно с этим у руководства сборной (речь идет о шоссейной команде) решался вопрос, на какой фирме ехать олимпиаду. Это напоминает нынешние тендеры, но тогда, как и сейчас, не все участники тендера одинаково равноправны. Быть спонсором хоть и сильной сборной, но без гарантий на победу некоторые опасались. Кольнаго рискнул, даже не рискнул, он просто продолжал делать свое, не первый год начатое, дело. А вот Bianchi испугалось. Лично я думаю, им этот испуг до сих пор «аукается». Остальные игроки были не настольно финансово сопоставимы с Кольнаго и тоже не рискнули. А может их просто и не выбрали в силу разных обстоятельств…

Что же получилось из темы «М-80»: а получился высокого европейского уровня велосипед (европейские страны тогда были законодателями велосипедной моды и мировыми лидерами велопроизводства).


Вопрос по весу «М-80». Мог не мог?
Если учесть, что из стали на этом велосипеде, кроме рамы и вилки, естественно, были изготовлены только тросики, спицы (в дальнейшем), дорожки и тела качения и еще чуть-чуть, то заявленный вес 8,25 кг. при росте рамы 56-58 более чем реален. Как пример, задний переключатель «М-80» вместе с болтом крепления весил 175 грамм, для сравнения, на тот момент самый легкий задний переключатель Campagnolo без болта крепления весил 182 грамма. В титановой трещотке отыгрывали еще несколько десятков грамм. И так можно продолжать по каждой детали.
Правда, такое облегчение не могло не сказаться на ресурсе и выводило эти велосипеды из тренировочного процесса только в соревновательный. Тут появляется хороший повод для перехода на международную кооперацию по комплектующим, но на тот момент, наверное, это было невозможно и лишило бы «М-80» определенного шарма. :)
Р. И. Воронцов подключился к проекту «М-80» сразу по приходу на работу в ЦКТБ велостроения в конце 1978 года, т.е. на завершающем этапе работ. И больше занимался модификациями трековых вариантов «М-80».
Тема «Тахион» не является продолжением темы «Москва-80». Рамы различных моделей этого велосипеда разрабатывались без упора на иностранные аналоги. Первичная направленность шоссейных рам «тахион» - использование их в групповых, горных гонках и критериумах. Ради экономии времени на первом этапе этой темы использовалась техническая документация на некоторые комплектующие от «М-80».


С уважением,

Р. И.
и Вадим

P. S. Кстати, а велосипеды производства СССР таки приняли участие в шоссейной программе олимпиады. Сборная Камеруна решила ехать на велосипедах производства СССР, и ХВЗ справился с этой почетной задачей – спорткомитет обеспечил наших африканских друзей велосипедами «Чемпион шоссе».

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 20 янв 2010, 00:45

Epic story!

И читается как детектив!

Вам обязательно надо написать историю ХВЗ, хотя бы в виде статьи. Нельзя это по форумам терять. Тилберт думаю с удовольствием опубликует, я помогу чем смогу.

P.S. Ну "Чемпион-шосcе" проверенные спецзаказы, хоть и попроще Кольнаг, чего бы Камеруну не проехать.

Изображение

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 20 янв 2010, 04:13

Главный конструктор

Изображение

Центр Харькова. Крошечная комнатка — каморка папы Карло. Или скорее — скрипичного мастера. Только на стенах вместо скрипок гроздьями висят велосипеды. А антресоли и полочки заставлены коробками с надписями «шестерёнки», «педали» и прочее.

Здесь живёт главный конструктор проекта спортивных велосипедов центрального конструкторско-технологического бюро велосипедостроения. И хотя бюро уже давно почило в бозе и бюро, и должность вместе с ним, для велогонщиков (и не только харьковских) он по-прежнему Главный. Велосипедных дел мастер Реджинальд Воронцов. С закрытыми глазами может собрать и разобрать любой велосипед. Как в армии автомат.

Именно этот человек разработал (не будем говорить изобрёл) велосипед, имя которого «Тахион».

Тахион — это сверхбыстрая частица. Название предложил сын Воронцова, который в ту пору был студентом политехнического. Сам Реджинальд Иванович хотел назвать своё детище «Кентавром», но на собрании, где этот вопрос обсуждался, один из руководящих работников неожиданно разразился гневной тирадой: что это мы, мол, наш родной советский велосипед собираемся назвать именем глубоко чуждого персонажа из какой-то там мифологии… С мнением этого человека считались, название «Кентавр» отвергли. А «Тахион» сочли вполне приемлемым.

ЦКТБ — это было государство в государстве. Со своими, порой непростыми, взаимоотношениями. Вот как это описывает Реджинальд Иванович:

— Мы должны изобрести — стать за кульман и наваять. Дальше — опытное производство по нашим чертежам. Потом — испытание опытных образцов. Стендам мы не доверяли: они всё уродуют. Я и так, без стенда, знаю, где в велосипеде слабое место. Вот, к примеру, рама нуждается в проверке на прочность, жёсткость. Я беру этот образец и езжу на нём — где угодно и как угодно. А ещё у нас были подопечные команды, спортсмены-сборники — украинцы, белорусы, москвичи. Чтобы свои деньги не тратить, мы договаривались о творческом сотрудничестве. У них сборы — мы велосипеды опытные привозим. А я на все такие сборы возил стальника опытного цеха. Меня ещё все спрашивали: зачем ты его всюду за собой таскаешь? А всё очень просто: чтобы носом тыкать. Потому что с тех пор, как упразднили техконтроль, даже в этом цехе нормально собирали велосипеды только тогда, когда у рабочих кто-то над душой стоял. Нет контроля — пошёл брак. И тогда я уже этому стальнику всё показываю и рассказываю, — смотри, ваших рук работа. При этом мои ребята могли их брак на ходу переделывать, и как переделывать!.. У одного паренька на сочинской гонке рама сломалась. Что делать? Придумали. В каком-то городском парке тихонько кусок трубы из ограды вырезали и раму сделали. Так этот человек на том велосипеде до сих пор ездит!

Охота пуще неволи

Сотрудники ЦКТБ в самом деле были на все руки мастера. Практически все они были с велосипедом на «ты». Воронцов не брал к себе тех, кто велосипеда не знал. Сам он, образно выражаясь, пришёл в конструкторское бюро прямо с велотрека.

Началось с того, что в 1953 году мать подарила ему велосипед «Турист». И Воронцов вместе с другом через некоторое время пошёл в велосекцию на «Динамо». Дали дорожный велосипед, вспоминает Реджинальд Иванович, так как спортивных мало было, и ездили на них тренер секции, жена тренера секции, дочь тренера секции и одна подающая надежды девочка. Прошла всего одна неделя занятий в секции — и Воронцова ставят на соревнования. А он возьми и выдай норматив первого разряда на обычном дорожном велосипеде. Ну и пошло-поехало с тех пор. С велосипеда не слезал, даже когда в вуз поступил. Окончил институт коммунального строительства со специализацией по металлоконструкциям. Первая работа — проектирование ЛЭПов. Потом трудился в «Южгипроцементе».

— Вообще в то время как было? Очень многое от зарплаты зависело. На одном месте я бы лет десять сидел, чтобы продвинуться по служебной лестнице, — и надбавку соответственно получить. Гораздо проще было найти другую работу. Десятку добавили — перешёл. Вот так я после «Южгипроцемента» попал в Институт метрологии стальником сектора. У нас была налажена связь с велозаводом, продукцию испытывали. И как-то раз тренер мой говорит: «Не хочешь заняться разработкой велосипедов? Главному конструктору велозавода заместитель толковый нужен».

Вот так и сталась изобретательская полоса в жизни Воронцова. Сам он смеётся: перейдя на велозавод, десятку-то на зарплате потерял… Но — охота пуще неволи.

«…А педальки-то — копия наших!»

Всего за время своего конструкторства Воронцов разработал семнадцать модификаций «Тахиона». Самая, пожалуй, известная версия — велосипед, который окрестили «рогаткой» (или «рогатым») за своеобразную форму руля.

— Очень популярный велосипед был у гонщиков, — вспоминает Воронцов. — Хорошо получился, удачный по всем параметрам. Мы его отдали в профсоюзную сборную как велосипед для командных и индивидуальных гонок. На нём и всесоюзные выигрывали, и чемпионами мира становились. Спартакиада народов СССР, международные соревнования — везде наш рогатенький бодался с другими. Как-то на соревнованиях Олег Лядов, известный спортсмен, подошёл и говорит: «Я видел велосипед, но не катался. Есть образец?» — «Бери». Лядов сел и уехал. Через 20 минут приехал: «Если сделаешь мне такой велосипед на следующий год, — я гарантирую золото на чемпионате СССР». Привёз ему в Вильнюс на соревнования. Идёт индивидуальная гонка на 50 километров. Тренера, как водится, позалегали на дистанции с секундомерами как партизаны. Слышу — переговариваются между собой: Лядов выигрывает 20 секунд, 30 секунд... Привёз порядка минуты. А это, между прочим, огромный отрыв! В результате первое и третье места — на нашем велосипеде.

После этого «рогатого» повезли на выставку в Милан. Общая разница в качестве советской и зарубежной техники — лет этак двадцать. А возле «рогатого» и японцы вертятся, и американцы, и кого только ни было! Итальянцы языками цокали: белиссимо! Только и слышно было, как фотоаппараты щёлкают. А после Милана глядь — а у нового французского велосипеда педальки-то — копия наших!

Утерянный престиж

Велосипед «Тахион» — это, выражаясь современным языком, бренд. Сейчас он снят с производства. Да и само производство достаточно условное. Харьковский велозавод на сегодняшний день — это один сборочный цех, где из китайских деталей собирают бытовые велосипеды. «Гонцы» (именно так называют велогонщиков конструкторы) посокрушались да и пересели на итальянские и прочие машины. Хотя «Тахион» по-прежнему марка уважаемая. И как всякий уважаемый продукт, его пытаются подделать. К Воронцову иногда подходят: посмотри, какой это «Тахион» — родной или липовый.

Впрочем, такое и раньше было. Как вспоминает Воронцов, сразу же после утверждения названия нового велосипеда в Киеве заказали деколь (это особая клейкая полоса с названием). Привезли и все деколи малярше в цех отдали. Под строгую отчётность. Но прошло буквально несколько дней, и сам Воронцов, катаясь на одной из городских велоплощадок, увидел, как механик велозавода прилаживает этот самый деколь на совершенно другой велосипед. Реджинальд Иванович подошёл, расспросил с пристрастием. Механик, разумеется, признался: та малярша из цеха — его знакомая, вот он и выпросил несколько штук — так, для своих людей. Разъярённый Воронцов на следующий же день забрал все деколи и запер у себя в сейфе.

И тут же пошли звонки со всех сторон. Со всего велозавода.

— Даже завпроизводством столовки заводской позвонил, — рассказывает Реджинальд Иванович. — Вы, говорит, в нашей столовой кушаете? Нет, честно отвечаю. А он: ну, может, придётся когда-нибудь, так вы уж дайте нам деколей… На велосипеды наклеить. А я ему и говорю: а чего клеить, покупайте готовый «Тахион», там уже всё наклеено… Ох, и орал он!

И это была не единственная стычка с вышестоящими, и не очень, лицами. Воронцов до сих пор вспоминает об этом с горечью:

— Цена «Тахиона» — это отдельная история. Начинали с 2000, а накрутили до 6500 рублей! «Гонцы» говорят: что вы делаете? Это ж цена автомобиля! А что я могу? Начальник опытного производства нагнетает цену вместе с плановым отделом — премии заоблачные себе зарабатывают. А нам, конструкторам, заметьте, никаких премий. Потом, ещё такой момент: у меня мысль — сделать узел. Я — за кульман, ваять. Наваял, даю исполнителю, ведущему конструктору: давай, чтобы в цех отдали. И вы знаете, труд наш, этот новый узел, в цехе лежит минимум год. То времени нет, то деталей... А это меня так пытались проучить в действительности. Показывали, кто главный на заводе. А тем временем пока чертёж пылится, кто-то другой это уже сделал и запустил. И всё. Мы напрасно трудились. Поймите, «Тахион» — это же велосипеды высокого класса. Это державный престиж! Но на велозаводе на этот престиж все облокотились. А тут я ещё перестал опытные велосипеды для сборной СССР давать, так как были случаи, когда после сборов или соревнований наши велосипеды разбирали на запчасти и продавали. А нас потом в ЦК партии вызывали…

Неудобный он человек, велосипедных дел мастер Реджинальд Воронцов. Поэтому, как только подошёл пенсионный возраст, тут же и проводили на заслуженный. Пенсия — девятьсот гривен.

— Пошёл пенсию оформлять, — рассказывает Воронцов, — спрашиваю: а награды учитываются? У меня медаль «За трудовую доблесть». Нет, отвечают, вот если бы три — тогда бы учитывалось. А ещё у меня три медали ВДНХ — две золотые, одна серебряная, говорю. А мне: а что это такое — ВДНХ? Я только вздохнул…

И теперь он дома ремонтирует людям велосипеды. И «Тахионы», и другие. Говорит: всё-таки прибавка к пенсии. Но мне кажется, что деньги — это в действительности для него вторично. Главное то, что он без велосипедов жить не может. Делает велосипеды потихоньку, как мастерят скрипки. И какая разница, что на его «Тахионе» уже никто не установит новые рекорды… Разве это главное

Полностью статья тут
http://www.velosfera.ru/news/details/2004/

Аватара пользователя
Ogust Biller
Сообщения: 634
Зарегистрирован: 07 июл 2006, 10:56
Откуда: Владимир
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение Ogust Biller » 20 янв 2010, 08:50

А ведь это золотой век отечественного (я говорю за СССР) велостроения! Обидно, что информация о зарубежных моделях золотого века собрана и выпущена в виде замечательных подарочных изданий а вот о наших велоконцепциях того времени приходится собирать её по крупицам. Тем ценнее сообщение Реджинальда Ивановича. Огромное спасибо.
"Грек ищет гречанку"

Аватара пользователя
FeniX
Сообщения: 1470
Зарегистрирован: 10 янв 2008, 14:09
Откуда: Москва

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение FeniX » 20 янв 2010, 10:12

Познавательно, однако.
практически детектив, как людям без специфического уровня образования, на одной мотивациии и сугубом практическом опыте удалось достигнуть мирового уровня. а я ведь пракически прикасался к компонентам легенды :)на 49 опытном авиационном заводе была сделана куча компонентов, хоть и чуть более позднего периода, в ретроспективе выкладывал пару картинок. каретки ничего так. получить не удалось, трещетки на 6 звезд (но это похоже уже развитие идеи) вообще супер с астрономическим ресурсом. на одном из моих лисапетов такая до сих пор стоит. а переклюки гавно,в работе.
а в общем, по моим ощущениям на подарочные издания набирать нечего. и так понятно, что основным приоритетом на тот период была оборонная промышленность, а велосипедное направление кормилось остатками после остатков.
I GUARANTEE IT

Аватара пользователя
vvr
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 29 июн 2006, 17:18
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение vvr » 20 янв 2010, 13:44

FeniX писал(а): как людям без специфического уровня образования, на одной мотивациии и сугубом практическом опыте удалось достигнуть мирового уровня.


ну к примеру Г. И. Панин не был гонщиком, но у него было машиностроительное образование и опыт инженерно-конструкторской работы.

а Р. И. Воронцов он МС, гонщик с опытом и достижениями в велоспорте, а по образованию инженер строитель - специалист по стальным конструкциям - мачты ЛЭП, фермы перекрытий и т.п. и тоже опыт инженерно-конструкторской работы.

в ЦКТБ в разные годы также работали такие спортсмены: Б. В. Фурсенко, МС, заслуженный тренер СССР, Чемпион СССР; И. В. Севрук, МС, к.т.н. (двигателист по образованию), рекордсмен Украины, опыта и достижений в спорте достаточно.

Аватара пользователя
FeniX
Сообщения: 1470
Зарегистрирован: 10 янв 2008, 14:09
Откуда: Москва

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение FeniX » 20 янв 2010, 14:41

Полагаю, если бы у них было не общемашиностроительное образование, а более специфическое, авиационное например, то легенды у нас было бы больше, или как минимум, быстрей и раньше, все же авиационные вузы давали не только лучших юмористов сатириков :)
I GUARANTEE IT

Аватара пользователя
vvr
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 29 июн 2006, 17:18
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение vvr » 20 янв 2010, 15:26

помимо уметь что-то делать или знать как делать или получить хорошее высшее образование надо еще хотеть все эти умения и знания приложить.

ну был на ХВЗ один МС по велоспорту с авиационным образованием, тоже когда гонялся знания свои применял в технике, а на завод пришел и не сложилось. заводы, производства различные это холодный душ для молодых и горячих бывших студентов. тут характер нужен, а корочки и поплавок вузовских это уже потом.
-------------

резюмирую: всё что мы хотели сказать по "М-80" сказали.
в полемике участвовать и терзать историю сослагательным наклонением не собираюсь.

Всем спасибо за отзыва и предложения.

BWN - тебе отдельное спасибо.

Аватара пользователя
FeniX
Сообщения: 1470
Зарегистрирован: 10 янв 2008, 14:09
Откуда: Москва

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение FeniX » 20 янв 2010, 15:33

та я не полемике для, а от внесезонья какжешь историю не посослагать :smu:sche_nie: , конечно мотивация рулит, и зарулит и образование и знания и отсутствие опыта.
I GUARANTEE IT

Аватара пользователя
vvr
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 29 июн 2006, 17:18
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение vvr » 20 янв 2010, 15:54

в 2010 году это моё первое участие в постах на Бироте.

Дорогие коллеги, с Новым годом Вас! Успехов, здоровья и чтоб было куда это здоровье приложить! :-):

Аватара пользователя
elzaii
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 02 мар 2006, 11:28

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение elzaii » 20 янв 2010, 18:28

. Через 20 минут приехал: «Если сделаешь мне такой велосипед на следующий год, — я гарантирую золото на чемпионате СССР».

Что-то не то мифологией, не то журналисткой дурью отдает.

Познавательно, однако.
практически детектив, как людям без специфического уровня образования, на одной мотивациии и сугубом практическом опыте удалось достигнуть мирового уровня.

А как насчет того, что конструирование велосипедных деталек на общем фоне машиностроения это довольно нижний уровень? На фоне того, какие проблемы, какой уровень техники например в авиации.
Как объяснить невероятное отставание применения легких сплавов в велосипедной технике? Ещй в 60-70-х, даже 80-х годах использовались, в том числе и спортсменами высшего уровня стальные выносы, стальные подседельные трубы, хотя всё это было возможно раньше оптимизировать.
По уровню техники и идей контактные педали можно чуть ли не до войны сделать было.
Я вижу одно объяснение - традиция и законченность велосипедной конструкции.
И поэтому меня не удивляют фотографии легендарных марок, которые делались фактически в гаражных условиях. И я не думаю, что эти люди активно пользовались расчетами своих рам. Они просто понемногу улучшали, то что уже было. Для этого нужен некоторый опыт.
Так что деятельность Воронцова не сильно отличалась от деятельности его западных коллег.

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 20 янв 2010, 20:27

elzaii писал(а):
. Через 20 минут приехал: «Если сделаешь мне такой велосипед на следующий год, — я гарантирую золото на чемпионате СССР».

Что-то не то мифологией, не то журналисткой дурью отдает.



Эту статью я нашел в сети.
Ты знаешь, я на прошлой работе (в рекламном бизнесе) понял, что журналистика очень специфическая область.
Как-то "Коммерсант" написал статью о нашем проекте - связи с реальностью там было очень мало, но если ты не соприкасаешься с этой темой на работе или в жизни, понять что очень далеко от действительного положения дел трудно.

причем что это относительно нейтральная профессиональная область - не политика и подобное.

Поэтому поменьше читайте газет :-):
СМИ это одно, и они живут своей жизнью, реальная жизнь совсем другое :-):

Эта конкретно статья мне показалась интересной и вполне адекватной.

Карточка с Пикуусом из личного архива.

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 20 янв 2010, 20:32

elzaii писал(а):Я вижу одно объяснение - традиция и законченность велосипедной конструкции.

действительно и на западе тоже гоночный велосипед практически не развивался в период наверное лет 50-ти

А вот потом произошел взрыв - и понеслась.

Что же тогда послужило стимулом отойти от традиции и законченности конструкции?
Есть мнение, что одна из причин - появление горного велосипеда. Что еще?

Аватара пользователя
MABP
самозабаненный
Сообщения: 1607
Зарегистрирован: 21 фев 2007, 17:01
Откуда: velo-sport.sumy.ua
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение MABP » 20 янв 2010, 21:41

BWN писал(а):велосипед практически не развивался в период наверное лет 50-ти

А вот потом произошел взрыв

Многих осколками контузило...
Пингвины - это зажравшиеся ласточки...

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 20 янв 2010, 21:54

фрики всегда были :-):

Мы о развитии велоиндустрии тут разговариваем - в целом

Аватара пользователя
MABP
самозабаненный
Сообщения: 1607
Зарегистрирован: 21 фев 2007, 17:01
Откуда: velo-sport.sumy.ua
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение MABP » 20 янв 2010, 22:02

Так и я не об отдельных личностях...
Пингвины - это зажравшиеся ласточки...

Аватара пользователя
BWN
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 17:45
Откуда: Всеволожск - город лес

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение BWN » 20 янв 2010, 22:17

поэзия у нас в другом разделе

Аватара пользователя
FeniX
Сообщения: 1470
Зарегистрирован: 10 янв 2008, 14:09
Откуда: Москва

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение FeniX » 21 янв 2010, 01:05

elzaii писал(а):А как насчет того, что конструирование велосипедных деталек на общем фоне машиностроения это довольно нижний уровень? На фоне того, какие проблемы, какой уровень техники например в авиации

А как насчет того, что подавляющее число сегодняшних конструкторских и совсем в последнее время технологических решений имеют своим местом произрастания не общее машиностроение, но авиационно-космическое...
ну вот ввязался в полемику :-)
то есть я хочу сказать, что проектирование велосипеда действительно примитивная инженерная задача, вполне посильная одному человеку в реальные сроки, проверено практически. таким образом качество и эффективность применяемых решений определается уровнем и специализацией, или если угодно стилем, проектирующего, так вот авиационный и и общемашиностроительный и тем паче строительный отличаются, и применительно к велосипеду не в лучшую сторону. опыт и практика естественно все корректируют, особенно при энтузиазме или даже пафосно, при наличии таланта.
но можно идти и коротким, эффективным путем, впрочем текущий момент показывает, что контсрукторские решения это конечно хорошо, но технологи рулят, и этот аспект уже вполне себе серъезен и могуч, представлает задачу уже вполне себе на уровне.
а бал правят мракетологи, туды их в качель :hi_hi_hi:

ах да объяснение отставания элементарное, промышленным научно технологическим гигантам эта мышиная возня в велосипедной отрасли была попросту неинтересна обороты смехотворные, вот и держалось все на энтузиастах.
I GUARANTEE IT

Аватара пользователя
Ogust Biller
Сообщения: 634
Зарегистрирован: 07 июл 2006, 10:56
Откуда: Владимир
Контактная информация:

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение Ogust Biller » 21 янв 2010, 21:18

Касаемо основного вопроса заглавного поста Василия:
Мне вот интересно, сколько могли РЕАЛЬНО весить топовые машинки 80-х годов

Сейчас обнаружил на одном из несурсов:
Изображение

Вес: 8700
И вроде бы сей аппарат постарше чем Москва 80. Так что 8 с гаком цифра вполне.
"Грек ищет гречанку"

Аватара пользователя
elzaii
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 02 мар 2006, 11:28

Re: Тема для Суперрингостаров-))!!! VVR, Proteus -все сюда!-))

Сообщение elzaii » 21 янв 2010, 23:24

Похоже, что Zeus это клеёный алюминий.


Вернуться в «Уголок ретрограда»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя