Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Здесь хвастаемся своими байками, лучше которых нет. Велофетишизм.
Аватара пользователя
Арчи Кун
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 01 июн 2009, 10:09

Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Сообщение Арчи Кун » 01 июн 2009, 10:41

Собрано два велосипеда на РАПИДовских рамах - оба на планетарках шимано интер 8 с шоссейными рулями. Один - легкодорожный велосипед, другой - шоссейник. Аналогичная тема ранее была создана на веломании (http://forum.velomania.ru/index.php?sho ... 0%ED%E8%FF). На Бироте были проблемы с регистрацией, поэтому создаю тему только сейчас.

1. Легкодорожник

Наконец собрал в черновом варианте легкодорожник (туринг) на РАПИДовской раме. В "черновом", потому что его еще предстоит доработать - специальная "зимняя" грязезащита, быстросъемный крепеж разных элементов и другая мелочевка. Но ездить уже можно и первый выезд был приурочен к 1 Мая.

(Прошу прощения за качество картинок - на домашнем мониторе не было заметно эффекта пережатия)
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/543624.jpg
Изображение

Предыстория создания легкодорожника (по классической советской терминологии) или туринга (современная терминология) началась с того, что перед Новым годом в связи с большими скидками в "Веломире" был куплен фитнес-байк Мерида Speeder i8 - алюминиевая рама, колеса 28" (покрышки 32мм), руль "флэтбар", роллерные тормоза (70-е) и планетарная втулка Шимано интер-8. А в первый рабочий день у РАПИДа (4 января) была заказана титановая рама, чтобы всю навеску перекинуть с мериды.

Раму пришлось делать "custom" по нескольким причинам.
Во-первых, планетарная втулка подразумевает отсутствие внешних переключателей и натяжителя, поэтому дропы должны быть не прямые, а косые (38 градусов), чтобы можно было натягивать цепь.
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/543620.jpg
Изображение
Во-вторых, для роллерных тормозов и планетарки обычно принято использовать цельную оплетку тросов, чтобы не иметь проблем с грязью (сами тормоза и втулка хорошо защищены и было бы неразумно создавать грязесборник в районе тросов). Поэтому фиксаторы оплетки на раме должны быть нестандартными и расположены по месту.
В-третьих, для фиксации переднего роллера на вилке был приварен специальный кронштейн.
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/543618.jpg
Изображение
В-четвертых, я не любитель "слоппинговых" рам и предпочитаю верхнюю трубу горизонтальную. Здесь пришлось пойти на компромисс, связанный с тем, что при моем росте и необходимых грязевых зазорах standover получался очень большой для меня и подседельную трубу пришлось укорачивать. За основу рамы была взята циклокроссовая, но у нее грязевые зазоры были недостаточны, чтобы поместить зимнюю шипованную резину (41мм минимум) и еще полноразмерные крылья. Все эти мелкие доработки циклокроссовой рамы привели к тому, что она стала менее похожа на шоссейную и больше - на МТБ.
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/543623.jpg
Изображение

Передняя втулка с динамой, т.к. зимой с батарейками существовать нереально. Езжу каждый день на работу (70км в день).

Переключение передач - ревошифтер, работающий с планетаркой. Установить его на шоссейный руль - серьезная проблема, т.к. по диаметру трубы он вообще на нее не садится, да и по изгибам его невозможно туда передвинуть. Поэтому руль был распилен на две части (возле выноса), кусок ~5см был заменен на вставку из дюраля, входящую в обе части руля на ~5см, и на нее был насажен ревошифтер:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/543617.jpg
Изображение

Другим техническим "изыском" стала ведущая звезда. Классическая четырех- или пятилапка не имеет шейки между "лапой" и рычагом шатуна. Это затрудняет изготовление глухой защиты от грязи на переднюю звезду (в виде "кастрюли"). Зато у бюджетных синглов шатуны имеют нужную форму. Проблема же у них в том, что звезда просто напрессована на шатун и не является съемной. Поэтому мы сделали следующее:
1. Взяли стандартные шатуны с трека круизера и выбросили звезду
2. На конце шатуна нарезали резьбу
3. Сделали пятилапку под шоссейную звезду (39 зубьев) и навернули ее на шатун.
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/543619.jpg
Изображение

Первые выезды:
1 мая, ближе к вечеру - Щелковское шоссе, Авдотьино, Лосино-Петровский, Горьковское шоссе - 67км
2 мая, с утра - Черное, Дятловка, Зюзино, Хрипань, Раменское, Жуковский, Торбеево, Дятловка, Черное. Искал место старта и финиша Апрельского Рубэ, много останавливался для выяснения проезда - 102км
3 мая, днем - Медвежьи озера, Осеево, "Монинский поворот", Старая Купавна, Биссерово, Черное, Безменково - 62км
В итоге за три дня накатал примерно ~230 км.
С понедельника на работу езжу на нем, а не на круизере. Круизер с воскресенья перешел к папе.

Что дала титановая рама, сказать невозможно, т.к. велосипед конструктивно совершенно отличается от МТБ или прогулочного (круизера). На тех чуть встречный ветерок или пологий подъемчик - весь в мыле, а скорость упала. Здесь же все по-другому. Скорость 28 км/ч воспринимается как умеренная, если ниже - значит ползешь. Крейсерская 32-35, на ровных участках с попутным ветерком до 45 км/ч. Поперечные трещины в асфальте на такой скорости совершенно незаметны. Управляемость идеальная. Короткие подъемы вообще не успеваешь почувствовать, т.к. вкатываешь по инерции, не прилагая дополнительных усилий. Кажется, что встречный ветер дует всегда, но осознаешь, что это действительно ветер (а не твое перемещение в пространстве), только когда скорость падает ниже 26-28 км/ч. По сухому грунту едет нормально.

Еще несколько технических деталей: звезды 39/19, контакты XT, шоссейное седло San Marco Blaze.

http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/543616.jpg
Изображение

Аватара пользователя
Арчи Кун
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 01 июн 2009, 10:09

Re: Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Сообщение Арчи Кун » 01 июн 2009, 10:43

2. Шоссейник

Неделю назад удалось собрать шоссейник и сделать пробную поездку, как только закончился дождь. Асфальт был не просто мокрый, но и грязный, а также масса машин, возвращавшихся в Москву в конце дня, - это несколько подпортило впечатление о поездке. На берегу оз.Бисерово сделал несколько снимков.

Рама - РАПИД-шоссе:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572258.jpg
Изображение
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572259.jpg
Изображение
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572260.jpg
Изображение
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572274.jpg
Изображение
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572262.jpg
Изображение
Вес рамы составляет ~1700г. Нижние перья - конические. Резина 700х26С влезает с большим зазором.
Поскольку рама - "сингл", то дропы сделаны косыми для возможности натяжения цепи, а крепление для натяжителя отсутствует. Чтобы исключить перемещение обода относительно колодок в разных положениях в дропах, их угол выбран таким, чтобы колесо в них перемещалось строго перпендикулярно перу рамы, на котором крепятся тормоза, т.е. вдоль колодок.
Вилка - тоже РАПИД, из старых запасов, вес ~500г. Резьбовая 1". Максимальный размер покрышек - 700х23С. Больше - просто упирается в перья вилки:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572266.jpg
Изображение
Вынос - титан РАПИД, резьбовой 1". Случайно нашел в РАПИДе - как нельзя лучше подошел к вилке:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572269.jpg
Изображение
Рулевая труба на всякий случай сделана не 1", а 1 1/8" - вдруг захочется поставить туда современную вилку. Чтобы сочетать рулевые подшипники 1" и рулевую трубу 1 1/8", в нее были запрессованы переходные втулки. На снимке их не видно, но эксперт может заметить, что диаметр трубы у рамы больше, чем обычно "сочетается" с диаметром хвостовика у выноса:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572270.jpg
Изображение
Тормозные ручки завалялись в том же РАПИДе (ни разу не пользованные). Это 8-скоростные Campagnolo Veloce 90-х годов выпуска. Их особенность заключается в том, что "назад" они переключают не на 1 передачу, как сейчас все младшие модели кампы, а на 5(!) сразу:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572261.jpg
Изображение
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572263.jpg
Изображение
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572267.jpg
Изображение
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572268.jpg
Изображение
Кроме того, кампа хороша тем, что все тросики проходят под оплеткой руля и не торчат снаружи.

Аватара пользователя
Арчи Кун
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 01 июн 2009, 10:09

Re: Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Сообщение Арчи Кун » 01 июн 2009, 10:44

Я неоднократно встречал споры о том, что лучше - шимано или кампа. Едва ли ни единственным аргументом против кампы является то, что сбрасывать передачи назад можно лишь в верхнем хвате руля. Пробная поездка показала, что это не соответствует действительности: рычаг сброса передач очень удобно достается большим пальцем из нижнего хвата. Более того, поскольку он может сбрасывать до 5 передач за раз, он имеет очень большой ход перемещения (пропорционально числу сбрасываемых передач) и из нижнего хвата его удобнее "додавливать", чем из верхнего.
Тормоза - шимано 105:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572275.jpg
Изображение
Звезды - 53 спереди, 23 сзади, шатуны 175 мм:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572272.jpg
Изображение
Седло снято с Мериды Speeder i8. Оно неправдоподобно мягкое после Сан-Марко. На неровной дороге это плохо, т.к. можно недооценить ее дефекты:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572271.jpg
Изображение
Передняя втулка - шимано 105:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572265.jpg
Изображение
Задняя - планетарная шимано интер-8 лайт (8 скоростей):
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572273.jpg
Изображение
Для согласования работы дуалов с планетарной втулкой был сделан редуктор, увеличивающий ход троса в 1.35 раза:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572257.jpg
Изображение
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572255.jpg
Изображение
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572254.jpg
Изображение
http://album.foto.ru:8080/photos/or/32613/572256.jpg
Изображение
Редуктор располагается под кареткой. Здесь он показан в состоянии настройки - троса еще не обрезаны, отсутствует крышка.

Педали - шимано XТ. Флягодержатель на руле - в перспективе на 2 фляги. Обода - Mavic CXP22, спицы - DT Swiss Revolution 2/1.5/2, ширина руля 42 см.
Общий вес (по напольным весам) получился около 10.5 кг. Почти 0.5 кг в этом дает вклад планетарка (по сравнению с тем, как если бы использовать кассету и внешние переключатели).

Впечатления. После туринга это не велосипед, а ракета. Если для туринга крейсерская скорость составляет 30-32 км/ч, то на шоссейнике - 38-40 км/ч (прошу воспринимать эти значения как "относительные", а не абсолютные). Скорость 30 км/ч воспринимается как весьма умеренная, прогулочная. Я вижу несколько причин этому: более низкая посадка, которая не только улучшает обтекаемость, но и меняет угол работы ног, шатуны 175 мм вместо 165 мм, более узкие и сильнее накачанные покрышки. На скорости 34-35 км/ч иногда начинаешь ощущать, что "забалтываешь" ногами и нужно перейти на более высокую передачу, а с ней и скорость.

На сильно неровном асфальте (после снятия его фрезой) очень высока вибрация руля - он просто выскальзывает из рук, будто рыба. Если снизить скорость (ниже 30 км/ч), то вибрация становится менее частой, но большей по амплитуде. Это тоже нехорошо.

Руль в титановом выносе под давлением рук поворачивается "вниз", как ни затягивай болт на выносе. Вернуть его назад невозможно - сначала нужно ослабить болт. Видимо и тут придется воспользоваться магической смазкой для карбоновых подседелов.

Четкость переключения передач вполне приемлема, хотя и неидеальна (виной тому, видимо, самодельный крепеж к планетарке взамен утерянного и жеваный конец троса переключения). В целом же мне понравилось, как все работает - очень удобно переключаться, не отнимая рук от "пистолетов" - как из верхнего, так и нижнего хвата.

Вчера была очередная поездка на шоссейнике. Втроем собирались проехать двухсотку, но в итоге чуть-чуть не добрали. Вот мой мини-отчет: расстояние 188.2 км, полное время от подъезда до подъезда - 6ч57м, время в пути - 6ч22м, средняя скорость - 29.9 км/ч, максималка на спуске - 53.9 км/ч. Средний пульс (за вычетом остановок, где он тут же падал до 94-96) - 122 уд/мин, а когда лидировал - 130-135, максимально достигнутый за поездку - 155 уд/мин (мой максимальный - 170). Мой термометр показывал на остановках 44.5С, а при движении 42.5С, но жары (за исключением горьковки) не чувствовалось, т.к. на хорошей скорости был очень хороший обдув. Выпито чуть менее 2 л жидкости, съедено около 2 яблок и горсточка кураги. Получился один неправдободобный "матрас" со средней скоростью 30. Маршрут был кольцевой, так что ветер на дистанции был со всех сторон.

Аватара пользователя
Timur (Alma-Ata)
горный тролль
Сообщения: 3128
Зарегистрирован: 13 апр 2005, 17:41
Откуда: Almaty, Kazakhstan

Re: Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Сообщение Timur (Alma-Ata) » 01 июн 2009, 12:23

интересное решение с планетаркой-передачами

Andrey Nikolaevich
исчадие добра
Сообщения: 8684
Зарегистрирован: 25 дек 2005, 02:28
Откуда: V.O.

Re: Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Сообщение Andrey Nikolaevich » 01 июн 2009, 13:08

Арчи Кун писал(а):Вилка - тоже РАПИД, из старых запасов,

Как нашли шоссейную вилку? РАПИД больше таких не делает, увы :-(

Аватара пользователя
Арчи Кун
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 01 июн 2009, 10:09

Re: Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Сообщение Арчи Кун » 01 июн 2009, 13:15

В РАПИДе и нашел. Разговорились и Михаил вынес мне эту вилочку.

Аватара пользователя
Tilbert
Администратор
Сообщения: 5353
Зарегистрирован: 30 май 2004, 03:12
Контактная информация:

Re: Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Сообщение Tilbert » 01 июн 2009, 15:57

Арчи, руки у вас растут из правильного места, однозначно:-) Как крепится редуктор?
Самый терпеливый администратор.
Follow me at http://daniilk.livejournal.com

Аватара пользователя
Арчи Кун
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 01 июн 2009, 10:09

Re: Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Сообщение Арчи Кун » 02 июн 2009, 08:16

Для крепления редуктора в РАПИДе была приварена тонкая пластина-перемычка - между стандартной перемычкой (в виде трубки между нижними перьями) и кареткой. В перемычке два отверстия для болтов. К сожалению, там очень ограниченное пространство, а болты нужно заворачивать не со стороны редуктора, а со стороны рамы. В корпусе редуктора резьба. Это очень непросто сделать. Радует только то, что откручивать его не требуется - достаточно снять крышку и все внутренности доступны.

P.S. На данный момент на туринге пройдено 2200 км, а на шоссейнике чуть более 400.

kir
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 13:37
Откуда: столица империи зла

Re: Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Сообщение kir » 02 июн 2009, 11:30

Расскажите как ведет себя титан на циклокроссе. Хватает жесткости в кареточном узле?

А почему выбор сделан в сторону планетарных втулок? Подкупила надежность?

у меня фотографии не открываются, а так хочется посмотреть....

Аватара пользователя
Арчи Кун
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 01 июн 2009, 10:09

Re: Планетарная титаномания Арчи Куна -легкодорожник и шоссейник

Сообщение Арчи Кун » 02 июн 2009, 14:28

Честно говоря, не понимаю, почему не открываются фотографии. Там ничего не запаролено.
Как себя ведет титан на "циклокроссе", сказать не берусь, т.к. для этого нужно было бы поездить на разных рамах на однотипных велосипедах. Мне это не довелось. Жесткости в каретке мне хватает. Во-первых, там не делали лишних изгибов и приплюснутостей труб. Во-вторых, я не любитель силового педалирования и предпочитаю переходить на пониженную передачу. Правда это не мешает мне ехать в подъем, привстав с седла, но при этом я не чувствую, чтобы рама ходила ходуном. А на "украине" с открытой рамой я это очень хорошо ощущал даже сидя в седле. Но у каждого могут быть свои критерии.
Планетарку я сначала поставил на круизер и накатал на нем с сентября по апрель (включительно) 11 тыс. км. После этого я не мыслю себе, чтобы ездить на кассетной системе. Так что причин тут несколько: 1) грязезащищенность, минимум внешних деталей и простота обслуживания, 2) удобство и быстрота переключения, 3) сила привычки - негоже на трех велосипедах иметь разные конструкции, тем более что метод переключения кассеты и планетарки сильно различаются.


Вернуться в «Галерея»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 35 гостей