Сообщение RIDE_ON » 07 окт 2010, 18:16
Давай все же о Монке напишу я.
На сегодняшний день он признанный гений джаза, его именем назван конкурс молодых джазовых пианистов, и техника его уже не вызывает ни у кого сомнений. А когда-то...
Он подошел к фортепиано, как к африканскому барабану. Соединил классическую исполнительскую технику с совершенно иной трактовкой ритма, близкой ему как афроамериканцу. При этом в его игре выброшено все лишнее - мелизмы, беглые пассажи, короче говоря, поверхностная виртуозность,- и оставлена только сама суть. Хотя это лишнее, как правило, очень помогает неподготовленному человеку воспринимать джаз. Почему, скажем, все так любят Оскара Петерсона? Этот пианист сразу ошарашивает своей техникой, разными украшениями. А у Монка это выброшено напрочь. Отсюда не только ритмически насыщенное исполнение, но и потрясающие мелодии, ведь Монк - об этом почему-то нечасто вспоминают - один из самых популярных джазовых композиторов; порядка двадцати его мелодий, созданых в самые трудные для него годы (конец 40х), когда он еще не был признан, когда его почти не записывали и говорили, что он не умеет играть, что он странный, может быть, психически больной человек,- эти вещи уже давно играют почти все джазовые музыканты, независимо от стиля. Его еще потому не могли принять, что он во всем - в стиле поведения, в том как он держался на сцене,- всех постоянно провоцировал. Даже его имя, прозвище звучало вызывающе: Телониус ("Сфера") Монк. Это Вам не какие-то Бадди или Диззи. Во всем, что он делал, была потрясающая цельность, его музыка, его жизнь - это сама суть джаза чуть ли не в чистом виде.
Главное в Монке его ритм, то как он фантастически трактует традиционные мелодические ходы.
А оригинальная ритмическая трактовка и есть главное достижение джаза, его основное открытие.
Бибоп - авангардное направление, было создано как оппозиция массовому, популярному искусству, музыке танцевальных оркестров. Они (черные музыканты) больше не хотели развлекать публику - наоборот, намерянно играли такие сложные гармонии, импровизировали так быстро и с таким необычным ритмическим чувством, что популярные белые исполнители не могли за ними угнаться и как-то их сымитировать. И вели себя вызывающе. Чтобы никто не мог им подражать, то есть сознательно противопоставляли себя обществу.
Меня постоянно преследуют умные мысли... но я быстрее!