Начну с формы, ибо в искусстве для меня форма первична, никакая глубокая мысль не может оправдать для меня убожество формы. И наоборот, могу простить банальность посыла, когда форма совершенна. С формой у Линча всё в ажуре во многих аспектах, но я отмечу лишь один, от которого я получал кайф на протяжении просмотра всего третьего сезона.
Во многих фильмах, особенно тех, где оператор хорош, мне часто хотелось остановить картинку, получше её рассмотреть, насладиться шикарно выстроенным кадром. Но, обычно, вперёд, вперёд, развитие сюжета не ждёт.
Третий сезон, это по сути слайд-шоу с короткими переходами между. Набор таких живых картинок. Живых, в том смысле, что не фотографий. Фотография, это такой замороженный труп, закоченевшая гримаса, вместо живой эмоции. Линч фиксирует эмоцию, но не замораживает её - там мускул дрогнул, волосок пошевелился, в пейзажах деревья и травка живые, чуть колышатся и т.д, и т.п. В групповых сценах, как пример, трагический момент, у всех грусть-печалька, а на заднем плане у одного улыбка идиотская. И таких нюансов масса, и при быстрой смене кадров всё это прошло бы мимо кассы. У Линча всё это можно рассмотреть и прочувствовать.
Кстати, есть мнение, что старые портретные фотографии, когда выдержки были в секундах (фотограф манерно снимал крышку с объектива и врал про птичку), имеют такое своеобразие за счёт того, что на фотографии "суммарное" выражение эмоции за секунду, две, а не мгновенный срез одной из фаз эмоции.
Ещё один момент который запомнился, стёб над режиссёрско-операторскими шаблонами. Момент, когда Бен с дамой искали источник звука. Они ушли и камера медленно начинает приближаться к углу тумбочки и как бы заглядывать за неё с соответствующим нарастающе-нагнетающим музыкальным сопровождением. По всем канонам нам должны были показать источник звука. У Линча фиг-вам, вот вам тумбочка и угол комнаты, и всё. Мысленно поаплодировал.
Кстати, во втором сезоне (когда не Линч), аналогичный шаблон по всем канонам. Когда парочка начала обнимашками заниматься на крыле шикарного раритетного авто камера медленно начала отъезжать и отъезжать, подумал, сейчас покажут соглядатая, и точно, вот он парнишка из-за кустов наблюдает.
Много чего ещё можно пообсуждать, посмаковать по форме.
По содержанию для меня это такое блюдо из спагетти разной длины хаотично переплетённых и приправленных всякими вкусняшками. Было бы интересно обменяться мнениями, кто какие спагеттинки для себя там нашёл.
Для затравки начну с общих впечатлений и финала.
В целом у меня возникло очень много ассоциаций с научной фантастикой середины прошлого века, как в плане общих идей, так и сюжетов. Это время когда фантасты под влиянием открытий физиков очень активно прорабатывали темы связанные с пространством-временем, причинно-следственными связями и пр. И речь идёт не об экшн-фантастике, а о философской фантастике о бытие нашем грешном.
Кстати, зацепил по ходу фильм Малхолланд Драйв. Меня умиляют наши кинокритики - фильм про то как одна девочка встретила другую девочку и т.д, и т.п. Блин, ну не про это фильм! Фильм про причинно-следственные связи, причина всего того,что с нами происходит, в нас самих. Ну это так, к слову.
В предпоследней серии, когда Купер попал в прошлое и ведёт Лору по лесу за руку, зародилась мысль - сейчас будут всё к эффекту бабочки сваливать. (1952 года Р. Брэдбери «И грянул гром») И точно, этим фильм и заканчивается.
Для себя я по жизни давно сформулировал постулат - не следует жалеть о том, чего ты в прошлом сделал или не сделал, выбрал не ту попу, не туда поступил, не с тем общался, ... Никогда нельзя знать что было бы в противном случае, может было бы во сто крат хуже. Наши фантазии не в счёт.
Для начала хватит. Буду дополнять по мере наличия времени.
Коллективный разум призывается не только в читатели, ни и в писатели