Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Общий велоразговор про все-все-все: уход за байком, концептуальные споры, стили езды. Короче, травим БАЙКИ...
Аватара пользователя
Tilbert
Администратор
Сообщения: 5353
Зарегистрирован: 30 май 2004, 03:12
Контактная информация:

Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Tilbert » 29 апр 2009, 02:21

Ок. Простой вопрос. Есть гипотетическая слопинговая MTB рама. Хардтейл, скажем. Из рамы собран велосипед и стоит 100мм вилка. Уважаемые знатоки. Как однозначно определить то, что рама спроектирована под 80мм вилку по углам собранного велосипеда? Т.е. какой параметр будет 100% отвечающим на вопрос правильно или нет (по условию задачи, каталоги съела корова). Пожалуйста, задранный передний треугольник на "глаз" не показатель.
Самый терпеливый администратор.
Follow me at http://daniilk.livejournal.com

Аватара пользователя
Timur (Alma-Ata)
горный тролль
Сообщения: 3128
Зарегистрирован: 13 апр 2005, 17:41
Откуда: Almaty, Kazakhstan

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Timur (Alma-Ata) » 29 апр 2009, 04:42

ихмо смотреть надо именно "задранность" - по высоте каретки хотя бы.
а углы у разных производителей весьма разные (у Бьянки например они были очень крутые, байки как бы втыкались в неровности).

Аватара пользователя
FeniX
Сообщения: 1470
Зарегистрирован: 10 янв 2008, 14:09
Откуда: Москва

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение FeniX » 29 апр 2009, 08:57

Управляемость самая заметная штука и зависящая от угла рулевой, вот его и ловить, например классический 71градус, или другой привычный, а что там будет с подседельной и кареткой это по барабану, подесделным штырем и седлом можно отыграть.
I GUARANTEE IT

scherp
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 08:46
Откуда: Владимир

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение scherp » 29 апр 2009, 09:07

В теории вроде все выглядит так: надо найти углы указанные производителем для этой модели рамы и ее размера. Делаем на какой-нить картонке, только большой шаблон: горизонтальная прямая и один из углов - например подсидельной, рисуем отрезок как должна проходить подсидельная труба. Прикладываем к раме, так чтобы линии подсидельной на шаблоне и в реальности совпали. Смотрим, проходит ли горизонтальная через оси колес. Если да, то все Ок.

Не знаю, правда, насколько на практике применимо :ne_vi_del:

PS Каюсь, условие что каталоги съела корова забыл совсем :smu:sche_nie:
Последний раз редактировалось scherp 29 апр 2009, 11:04, всего редактировалось 2 раза.

konstz
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 15:39
Откуда: Москва

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение konstz » 29 апр 2009, 10:16

Стандартный угол рулевой для кросскантри 70-71 градус. Стандартный провис каретки - 30 мм.
Но, у некоторых производителей может быть и по-другому - у Gary Fisher например.

Разницу между углами 69.5 и 70.5 на одной и той же раме и вилке я не почувствовал.

Аватара пользователя
Proteus
благочестивый
Сообщения: 12799
Зарегистрирован: 24 сен 2004, 00:55
Откуда: СТРёМНОЕ БОЛОТО
Контактная информация:

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Proteus » 29 апр 2009, 10:41

ОДНОЗНАЧНО определить исходя из условия 80 или 100 как бы не очень получается.
На практике рамы , особенно те, что постарше проектируются на либо от жестких до 80, либо на "задранные"- явно под вилку, но не под жесткую (если она без компенсатора).
У людей разные вкусы и условия езды, поэтому нюансы мало кого волнуют, учитывая, что и у производителей вкусы разные и сег на вилке выставляется разный.
Опытный взгляд механика в таких случаях обращен прежде всего на провис каретки. Если он откровенно маловат (а байк кантрийный)- значит, на раму надели что-то не то. Рулевая- тоже как бы хороший показатель, но, если не мерять, то нюансы в полтора градуса малоуловимы.
Андр, кажется, писал, что Джайнт ничтоже сумняшеся комплектовал какую-то свою раму с геометрией времен середины девяностых со всеми вилками подряд.

Так что какой критерий ни выберешь, всегда найдется пример, который его опровергнет.
Illustrissimus

Аватара пользователя
Timur (Alma-Ata)
горный тролль
Сообщения: 3128
Зарегистрирован: 13 апр 2005, 17:41
Откуда: Almaty, Kazakhstan

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Timur (Alma-Ata) » 29 апр 2009, 11:12

FeniX писал(а):Управляемость самая заметная штука и зависящая от угла рулевой

сей угол точно померить сложно.
а управляемость не только от угла зависит (ещё есть такая штука, как fork rake).

Аватара пользователя
FeniX
Сообщения: 1470
Зарегистрирован: 10 янв 2008, 14:09
Откуда: Москва

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение FeniX » 29 апр 2009, 12:01

Есть подозрение, что этот самый rake для всех амовилок стандартизован и равен 38мм, не факт конечно, у меня например шток и ноги в боковой проекции непараллельны и фактический угол больше чем угол рулевой (доли градуса но заметно) опять же из личного опыта промазать на 1 и даже 1.5 градуса не смертельно, в моей вилке можно плавно менять ход от 30 до 100мм, разницу в управляемости заметно при спускании более чем на 40мм, а вот нагрузка на руки чувствительно меняется уже от 20 мм. метод "на глаз" хотя бы и наметанный :) вполне себе ничего заработает если не придерживаться экстремального перфекционизма :ti_pa:
I GUARANTEE IT

Archie
Сообщения: 1283
Зарегистрирован: 27 май 2007, 23:28
Откуда: Tallinn, www.biketime.ee
Контактная информация:

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Archie » 29 апр 2009, 14:23

FeniX писал(а): у меня например шток и ноги в боковой проекции непараллельны и фактический угол больше чем угол рулевой

Чисто из соображений перфекционизма: упомянутый угол от наклона штанов или изгиба перьев не зависит вообще, от этого только rake и trail могут меняться... :-):

Аватара пользователя
умелец
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 23 мар 2007, 21:17
Откуда: из России

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение умелец » 29 апр 2009, 17:19

...я эту "тему" на своём ти.байке уже отыграл, когда ставил 100мм.вилку. Руль -вилка "всегда хотела повернуться" чуть изменив положение байка ., так как изменился угол вилки, он стал меньше чем 71град. Можно тупо поставить два байка рядом , один стоковый со 100мм вилкой а рядом собранный...отойти и посмотреть параллельность поседельных труб , всё сразу видно. На моём байке уход трубы от стокового составил примерно 25мм.Что-бы появилась параллельность и "выровнить углы" я подложил под заднее колесо 25 мм дерева))) Да и по рулёжке сразу видно, особенно когда поворачиваешь на малой скорости на 90град., чуство такое...как будто вилку "ломает"...поэтому аморт вилку убрал и поставил титановую. Хотя конечно, можно было "скрутить" вилку до 80мм. но....вообщем ригидом оставил.
Когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд.

Аватара пользователя
Tilbert
Администратор
Сообщения: 5353
Зарегистрирован: 30 май 2004, 03:12
Контактная информация:

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Tilbert » 29 апр 2009, 19:00

Ну в целом как я и думал, однозначного ответа кроме "на глаз" нет:-) Если 100500 велосипедов видел, то нарушенная геометрия просто чувствуется внешне.
Самый терпеливый администратор.
Follow me at http://daniilk.livejournal.com

Аватара пользователя
Timur (Alma-Ata)
горный тролль
Сообщения: 3128
Зарегистрирован: 13 апр 2005, 17:41
Откуда: Almaty, Kazakhstan

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Timur (Alma-Ata) » 29 апр 2009, 21:08

умелец писал(а):посмотреть параллельность поседельных труб

да углы разные у разных производителей (например у Джайнта эта труба заметно завалена назад).
ЗЫ рулежка вещь субъективная - один с большим углом рулевой без рук ездит запросто, а другой на стоковом еле-еле.

konstz
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 15:39
Откуда: Москва

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение konstz » 29 апр 2009, 22:53

умелец писал(а):... Да и по рулёжке сразу видно, особенно когда поворачиваешь на малой скорости на 90град., чуство такое...как будто вилку "ломает"...поэтому аморт вилку убрал и поставил титановую. Хотя конечно, можно было "скрутить" вилку до 80мм. но....вообщем ригидом оставил.

У меня очень похоже было, когда я поставил вилку сантиметров на 7-8 длиннее нормы. Провис каретки получился несколько миллиметров, угол рулевой - 67. В повороты велосипед "сваливался".
Если вилка всего на 2 см длиннее - углы уходят примерно на градус, провис каретки меньше чем на сантиметр - таких проблем быть не должно.

Аватара пользователя
Tilbert
Администратор
Сообщения: 5353
Зарегистрирован: 30 май 2004, 03:12
Контактная информация:

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Tilbert » 30 апр 2009, 01:50

У меня очень похоже было, когда я поставил вилку сантиметров на 7-8 длиннее нормы

Это как. Рама на КК 80мм, а вы воткнули фрирайдную 150?
Самый терпеливый администратор.
Follow me at http://daniilk.livejournal.com

konstz
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 15:39
Откуда: Москва

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение konstz » 30 апр 2009, 08:56

Tilbert писал(а):Это как. Рама на КК 80мм, а вы воткнули фрирайдную 150?


Нет, рама под что-то короткое, вилка 105. Вот так:
Вложения
IMG_1205.jpg
IMG_1205.jpg (97.5 КБ) 5324 просмотра

Аватара пользователя
умелец
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 23 мар 2007, 21:17
Откуда: из России

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение умелец » 30 апр 2009, 16:39

Timur (Alma-Ata) писал(а):
умелец писал(а):посмотреть параллельность поседельных труб

да углы разные у разных производителей (например у Джайнта эта труба заметно завалена назад).
ЗЫ рулежка вещь субъективная - один с большим углом рулевой без рук ездит запросто, а другой на стоковом еле-еле.

...да в основном 99% с углами 71/73. А по рулёжке..это очень даже объективная вещь. Когда едешь на балансе с правильными углами , то "рулить" байком без проблем , объезжая при этом всякие неровности. А с заваленным углом вилки очень даже проблематично...и шанс срулить в кювет достаточно высок. Но и собсно всегда найдутся циркачи которе катают на всём без проблем. Может этот способ и не объективен кому то...но это единственный "дедовский" способ определения правильности углов. Хотя может у кого то "глаз как ватерпас"...))
Когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд.

Аватара пользователя
Эфиоп
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 22 май 2006, 11:25
Откуда: Москва. КАРАВАН, МАМБУ.РУ
Контактная информация:

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Эфиоп » 30 апр 2009, 20:48

умелец писал(а):..но это единственный "дедовский" способ определения правильности углов. ...))


Вот любопытно. На раму Кона Кула, формально считанную под 100 мм, я поставил вилку 80. Бросать руль практически не получается. Выдёргивание на банни - тоже никакое. Что характерно, предыдущая рама (Мунимула 2002) той же фирмы и ростовки, откуда и пришла вилка, была считана под 80. И те же бейца. Рулится всё отлично, баланс при прыжках, торможении, залезании, накат... всё устраивает. Но руки на руле и прыжки как на шоссере - с четырёх костей.

ПыСы. Несколько лет назад общался с Пэди Вайтом (конструктором рам) на тему пересчёта углов при переходе с 80 на 100. Он сказал, что все углы пересмотрели. Не нашёл спецификаций тех лет, но при наложении рамы абсолютно конгруэнтны.
Удачи,

МК

Аватара пользователя
умелец
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 23 мар 2007, 21:17
Откуда: из России

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение умелец » 01 май 2009, 17:08

Вот любопытно. На раму Кона Кула, формально считанную под 100 мм, я поставил вилку 80. Бросать руль практически не получается.

...ну тут немного другой случай, была поставлена вилка меньшего размера, что и привело к "вертлявости" байка (или так скажем более "острой" рулёжке).Вообще конечно нельзя забывать и о таком показателе как "вылет" вилки. Я не знаю разнится ли такой показатель у амортных вилок, кто знает поделитесь (думаю , что вылет аморт.вилки то же зависит от применения оной) Но могу сказать, что стандартный ригидный / ну например ти.ригид для бреветов и т.д. / показатель вылета вилки составляет 45мм., что даёт хорошую "курсовую устойчивость " по прямой,лучшая работа вилки при "отработке" торчков. Если рама затачивается под КК , с жёсткой вилкой длинной 452/465мм ( что в впоследствии даёт возможность установки , соответственно 80/100мм аморт вилки , с сохранением всех углов )...то угол вылета вилки 38мм..для более проворной рулёжки байка и т.д. Конечно же приведённые цифры 45 и 38мм могут быть другие в исполнении тех или иных производителей , а конкретно 38 и 45мм взяты у отечественного производителя ти.рам.
Когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд.

Никанор
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 08:02
Откуда: Жуковский

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Никанор » 01 май 2009, 20:26

Я думаю - проще определить по высоте каретки. Разница в ходе вилки в пределах 20 мм может быть и при одинаковой общей высоте. Пример в 2000 году 100мм Марзоки по высоте примерно соответствовали 80мм Рок Шоксам.

Аватара пользователя
Tilbert
Администратор
Сообщения: 5353
Зарегистрирован: 30 май 2004, 03:12
Контактная информация:

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Tilbert » 01 май 2009, 22:07

Высота каретки между 100-80мм пойдет вверх на 1см, плюс влияют покрышки..
Самый терпеливый администратор.
Follow me at http://daniilk.livejournal.com

Аватара пользователя
Эфиоп
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 22 май 2006, 11:25
Откуда: Москва. КАРАВАН, МАМБУ.РУ
Контактная информация:

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Эфиоп » 01 май 2009, 22:09

умелец писал(а):
Вот любопытно. На раму Кона Кула, формально считанную под 100 мм, я поставил вилку 80. Бросать руль практически не получается.

...ну тут немного другой случай, была поставлена вилка меньшего размера


Видишь ли, повторюсь, рамы одинаковы геометрически. Изначально Кона комплектовалась Марцоки. С РШ они задружились пару лет как. И старый был аналогично вертляв. Родовая болячка?
Удачи,



МК

Никанор
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 08:02
Откуда: Жуковский

Re: Выбор правильного хода вилки при сборке велика от рамы

Сообщение Никанор » 02 май 2009, 18:19

Пользовал Cinder Cone 17" 2000 года + вилка 100мм (много) и Caldera 19" 04 +вилка 80мм (километров 200). Первая рама реально "вертлявая" - там достаточно короткий передний треугольник и длинный задний. Второй вариант помню хуже, но в прыжке также крутило влево.


Вернуться в «Велосалон»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей